Расширенная ответственность производителей, какой она будет

расширенная ответственность производителей

Расширенная ответственность производителей в последнее время оказывается в центре обсуждения на разных дискуссионных площадках.

РОП нужна всем

 Мы, также, в своих публикациях неоднократно возвращались к этой теме.  Большой интерес к вопросу вполне понятен.  Ведь расширенная ответственность производителей далеко не удел только производителей и импортеров. Последствия развития этого института коснутся всех без исключения. Кто то, будет отдавать большие деньги, кто то, их получать и осваивать, а большинство людей, при разумной настройке системы,  может получить современную инфраструктуру работы с отходами и сэкономить на коммунальных платежах.  Давайте  обсудим некоторые элементы проекта «Концепции  реформирования механизма расширенной ответственности производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки».  Думаю, это может помочь внести необходимые коррективы в проект распоряжения Правительства об утверждении концепции.   

По моему мнению, ключевым элементом концепции является механизм ее реализации. А в механизме, главное — распределение  полномочий и ответственности между различными субъектами.

Кто рулевой?

При поверхностном рассмотрении складывается благоприятное впечатление. Вроде бы все продумано. В схему реализации концепции вовлечены хозяйствующие субъекты а также организующие работу лица и контролирующие ее государственные органы. Функции и полномочия, необходимые для реализации концепции, обозначены вполне корректно и распределены между субъектами.

Однако, при погружении в материал возникает тревожное чувство: «Когда-то мы это проходили». И появляется ассоциация с недавними временами. Ведь ряд феноменов взлета «лидеров» экономики  был связан с их умением взять в свои руки организационные, финансовые и контрольные рычаги. Результатом было их личное баснословное обогащение, а лозунги, под которыми все делалось, лишь прикрывали этот результат.

О чем же речь? А речь о наделении одной структуры полномочиями, которыми противопоказано наделять одно лицо. И имя этого лица Российский экологический оператор (РЭО).

В соответствии с пунктом 5.5 концепции, администратором экологического сбора является ФНС России, а оператором — РЭО. То есть, ФНС собирает деньги, а РЭО их распределяет.

Перехожу к пункту 5.7 той же концепции. В нем перечислены все контрольные функции и во всех четырех пунктах контрольными функциями наделяется то же лицо – РЭО. Хочется спросить: «Зачем?». Как может контролировать результаты любой работы, тот, кто организует ее выполнение? Ответ о том, что РЭО лучше всех владеет фактурой, — не может устроить. Ведь любой  субъект знает о своей деятельности больше самого квалифицированного контролера. Однако, его контролируют другие. 

Организовывать, а не контролировать

Пусть РЭО занимается внутренним контролем и оказывает содействие надзорным  структурам. Это естественно для каждой ответственной организации. Наделять же в концепции РАО контрольными функциями, наверное, противоестественно.

 Главное, чтобы это не мешало достижению целей, декларируемых в концепции. Одна из них такая: «…будет ограничен темп роста тарифов региональных операторов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку инвестиции в инфраструктуру по сбору, обработке и утилизации вторичных ресурсов будут осуществлены за счет применения экологического сбора, а не роста тарифов населения».

Расширенная ответственность производителей и импортеров обеспечивает системный подход к решению проблемы отходов в России. И надо постараться избежать системных ошибок в механизме становления этого института.

10

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

1 комментарий

  1. Анализ возможностей государственного регулирования систем обращения с муниципальными отходами – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка В статье рассматриваются государственные способы влияния на системы обращения с муниципальными твердыми отходами. Проводится их группировка по основным параметрам. Осуществляется анализ их эффективности в разрезе концепции устойчивого развития

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.