Бизнес-экосистемы

бизнес-экосистемы

Все шире в бизнесе используется понятие «экосистемы». Применение этого термина стало модным в последнее десятилетие. Поговорим подробнее о том, что такое бизнес-экосистемы.

Существует много определений экосистем. Вот одно из них. Под экосистемой понимается биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Что такое бизнес-экосистемы

По аналогии c этим определением характеризуют и бизнес-экосистемы. Впервые понятие экосистем применительно к бизнес-среде ввел в обиход в 1993 году Джеймс Мур. Он дал следующее определение: «Бизнес-экосистемы – это динамичные и совместно развивающиеся сообщества, состоящие из разнообразных субъектов, создающих и получающих новое содержание в процессе как взаимодействия, так и конкуренции».

Профессор Дэниел Айзенберг, описывая бизнес-экосистемы, характеризовал их, как системы взаимосвязанных компонентов, определяющих возможности и темпы создания и
масштабирования предпринимателями новых устойчивых бизнесов. Одновременно, он выделил факторы, характеризующие среду формирования этих экосистем. Это:

  • государственная политика в отношении бизнеса;
  • финансовый капитал;
  • культура предпринимательства;
  • техническая поддержка;
  • человеческий капитал;
  • рынки.

Нам больше нравятся другие определения: «Бизнес-экосистемы — это динамичные группы в значительной степени независимых субъектов, которые производят товары или услуги, в совокупности составляющие взаимосвязанное решение», или «Бизнес-экосистемы – это совокупность продуктов и услуг из различных областей, объединенных вокруг одной организации»

Под эти определения попадают:

  • Маркетплейсы, которые на своих платформах объединяют производителей товаров и услуг с клиентами. Это Amazon, eBay, Open Table, Uber, Upwork.
  • IТ-системы, которые аккумулируют компоненты и приложения от большого количества поставщиков на единой платформе: Microsoft Windows, Apple iOS, Android.
  • Решения, объединяющие предложения от различных игроков рынка: видеоигры, системы умного дома, прикладные решения для альтернативной энергии (солнечной, ветряной), беспилотные транспортные средства.
  • Предложения, объединяющие услуги различных поставщиков, например, системы кредитных карт, умные фермерские системы.

Условия для создания бизнес-экосистем создают технологические платформы, вокруг которых и строится экосистема. При этом, технологическая платформа становится окном доступа ко всем видам товаров, услуг и сервисов.

Характеристики бизнес-систем

По сравнению с другими способами управления бизнеса бизнес-экосистемы имеют следующие отличия:

  • Модульность. В отличие от модели вертикальной интеграции или иерархических цепочек поставок, в бизнес-экосистемах товары и услуги создаются индивидуально, но предлагаются на выбор потребителя в рамках единой платформы. Например, в смартфонах необходимый набор приложений (модулей) пользователь формирует и загружает сам из большого числа разнообразых приложений. Причем эти приложения создаются независимо друг от друга. Единственное требование — их совместимость с соответствующей операционной системой.
  • Кастомизация. На контрасте с моделью открытого рынка, участники экосистемы, как правило, адаптируются под нее и стремятся к взаимной совместимости. Например, разработчикам видеоигр необходимо делать игры под конкретные платформы.
  • Принцип многосторонних отношений (Мультилатерализм). Все субъекты в экосистеме взаимосвязаны, их отношения сложно разложить на отдельные взаимодействия. Успешный контракт между A и B (например, производителем смартфонов и разработчиком приложений) может быть подорван из-за невыполнения контракта между A и C (производителем смартфонов и поставщиком телекоммуникационных услуг).
  • Координация. В отличие от модели вертикальной интеграции или цепочек поставок, бизнес-экосистемы не полностью контролируются иерархически. Тем не менее существует особый механизм координации, например, через стандарты, правила или процессы — помимо рыночных механизмов. Например, доступ к цифровым платформам и взаимодействие с ними обычно регулируются набором интерфейсов прикладного программирования (API).

Типы бизнес-экосистем

Выделяют два типа бизнес-экосистем:

бизнес-экосистемы
BCG Henderson Institute
  • Экосистемы решений создают или предоставляют товары или услуги, координируя различных участников рынка. В центре такой экосистемы находится основная компания, которая управляет предложениями нескольких компаний, создающих дополняющие компоненты к бизнес-продукту основной компании. Примерами таких экосистем являются: банковские карты, связывающие продавцов, потребителей и банки; решения для умного дома, объединяющие климатические, световые, развлекательные и охранные товары и услуги и 3D-печать, объединяющие поставщиков принтеров, исходников, программного обеспечения. Клиент, как правило, не является активным участником экосистемы решений, он оказывает влияние только через выбор основного продукта и комбинирование предложений от компаний-комплементоров.
  • Экосистемы транзакций связывают независимых производителей товаров или услуг с клиентами через единую платформу. Например eBay соединяет независимых продавцов с покупателями. Uber позволяет пассажирам найти свободное такси. Upwork помогает компаниям искать внештатных сотрудников. Трансакционные экосистемы — это двусторонние рынки, которые извлекают выгоду из прямых и косвенных сетевых эффектов. Устойчивость и потенциал развития такого типа экосистемы возрастает с количеством ее клиентов. Они даже могут стать производителями. Например, когда зрители на YouTube начинают размещать собственные видео или арендаторы становятся арендодателями, выставляя свои дома на Airbnb.

Когда нужны бизнес-экосистемы

При каких условиях бизнес-экосистемы являются предпочтительной моделью управления?

Бизнес-экосистема является подходящей моделью управления для бизнеса в случаях, если высока потребность в координации действий между несколькими игроками или если продукт или услуга обладают высокой модульностью, то есть компоненты можно легко и гибко комбинировать и интегрировать при низких (транзакционных) затратах. Это особенно важно при формировании новых рынков на основе инновационных предложений.

Фото Twitter.com

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.