Чего хотели авторы Корпорации МСП

Чего хотели авторы Корпорации МСП

Развитие экологического бизнеса непосредственно связано с динамикой развития малого и среднего предпринимательства (МСП). К сожалению, даже официальные оценки его состояния вызывают обоснованные вопросы.

С 2017 года ключевая роль в созданной Правительством системе институтов поддержки субъектов МСП отведена Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП). Российская практика централизации разных направлений поддержки на базе коммерческой организации, включая ее участие в распределении федеральных финансовых ресурсов, в своем роде уникальна, как и риски, которыми она сопровождается. А по нашему мнению, эта система весьма коррупционна по своей природе и неразумна с государственной точки зрения. В таких случаях сама собой напрашивается мысль, что создание подобного механизма может быть связано с беззастенчивой приватизацией государственных функций в интересах определенной группы лиц.

Сейчас очень модно в качестве нижней точки деградации общественной нравственности оперировать ее состоянием в девяностые годы прошлого века. Но тогда у многих хотя бы были иллюзии об эффективности подобных механизмов поддержки развития. В наше же время, когда иллюзии рассеяны и злые помыслы капитанов девяностых осуждены, хотелось бы понять, что двигало авторами подобных схем.

Счетная палата провела масштабную проверку деятельности Корпорации МСП как института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Полученные результаты позволили сделать вывод о незначительном влиянии Корпорации на развитие малого и среднего бизнеса в России.

Вот некоторые тезисы из отчета Счетной палаты

Про важность развития МСП в России очень много говорят. Последние годы прошли под лозунгами снижения контрольной и административной нагрузки на бизнес, оптимизации налоговых режимов, упрощения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, повышения имиджа предпринимательской деятельности. Однако внимание государства к проблемам небольших организаций все еще остается недостаточным. И это вполне объяснимо: их деятельность менее производительна по сравнению с крупным бизнесом, не приводит к заметному увеличению доходов бюджетов и при этом требует со стороны государственного аппарата много внимания и вложений.

Динамика результативности сектора неутешительна: темпы роста доходов организаций, включенных в реестр МСП, за докризисный период 2017–2019 годов не превысили уровень инфляции. Согласно опубликованным в начале 2021 года данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике в 2019 году (20,6 % ВВП) осталась ниже уровня 2017 года (22 % ВВП). План по достижению 32,5 % вклада малого и среднего бизнеса в ВВП к 2024 году, как это было предусмотрено в предыдущей версии паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», сегодня выглядит недостижимым.

Не удалось Корпорации МСП существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей Стратегии развития МСП до 2030 года – «доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты.

По мнению Счетной палаты, недостаточная заинтересованность Корпорации МСП в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП связана с отсутствием утвержденных внутренних документов долгосрочного планирования, включая стратегию развития корпорации. Кроме того, в краткосрочных и среднесрочных программах деятельности Корпорации установлены легкодостижимые показатели. Так, практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное – от 500 до 9000%. Такие высокие показатели создают риски некорректной оценки эффективности Корпорации МСП.

Вызывает вопросы зарплатная политика в корпорации. Так, средняя месячная заработная плата работников (без учета членов Правления) составила около 380 тысяч рублей. Это в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности по Москве. При этом среднемесячная зарплата членов Правления корпорации составила в проверяемом периоде около 3,3 миллионов рублей. 

Вывод, сделанный в результате проверки. оказался очевидным до банальности: «АО «Корпорация МСП» пока не оказало существенного влияния на развитие малого и среднего бизнеса в России. В проверенный период основным приоритетом для Корпорации был объем предоставляемых средств субъектам МСП. При этом не уделялось достаточного внимания результативности этой помощи, а сами меры поддержки носили локальный характер». Думается, если бы не следование излишней корпоративной государственной этике, вывод мог бы быть и более категоричным. Но, все равно, Счетной палате хочется сказать спасибо.

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.