Экологическая маркировка — переосмысление подходов

экологическая маркировка

Глобальная сеть экологической маркировки (Global Ecolabelling Network (GEN)) анонсировала доклад «Могу ли я перерабатывать это?”. В нем дается оценка в какой степени применяемая в разных странах экологическая маркировка пластиковой упаковки и информация производителей на ней помогают бороться с загрязнением окружающей среды.

Деловой экологический журнал уже обращался к этой теме, но доклад заставил вновь вернуться к ней. Читателей заставляют взглянуть на проблему более системно. В центре внимания находится потребитель. И авторы пытаются ответить на вопрос, — позволяет ли используемая в настоящее время экологическая маркировка сделать потребителю корректный выбор в пользу упаковочных материалов, наносящих минимальный вред окружающей среде.

Доклад подготовлен специалистами программы ООН по окружающей среде UNEP и Всемирной организации потребителей Consumers International. В соответствии с представленными данными, применяемая экологическая маркировка недостаточно эффективна. Только 19% из имеющихся видов экомаркировки упаковочных материалов дают потребителям качественную информацию о возможности вторичной переработки отходов упаковки. Проанализировав сложившуюся ситуацию, авторы доклада разработали пять рекомендаций для бизнеса, политиков и разработчиков стандартов по созданию более совершенной маркировки для пластиковой упаковки, которая корректно воспринимается потребителями.

Пластиковое загрязнение является одной из самых очевидных экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся. По оценкам, ежегодно в морскую среду поступает около 8 миллионов тонн пластика. Пляжи и океаны, повсеместно им забитые, шокируют. Девяносто процентов отходов, найденных на пляжах, являются пластиковыми.

Хотя предприниматели и политики активизировали свою деятельность в борьбе с загрязнением пластиком, необходимо сделать гораздо больше для того, чтобы добиться перехода к устойчивым моделям потребления и производства. Необходим переход к замкнутой цикличной экономике, в которой исходные материалы, такие как пластмассы, находятся в замкнутом цикле «производство — потребление» как можно дольше, с сохранением высоких потребительских качеств. Только такой подход позволит избежать отходов.

Масштаб проблемы и актуальность задачи вовлечения пластика во вторичный оборот понятны: по оценкам, только 9 процентов всего когда-либо произведенного пластика переработано. Важнейшим, но часто упускаемым из виду элементом перехода к замкнутой экономике являются потребители. Часто они готовы принимать решение о приобретении той или иной продукции, принимая во внимание, как в последующем отходы могут вовлекаться во вторичный оборот или разлагаться в окружающей среде.

Однако, потребители в большинстве случаев сталкиваются с запутанной, противоречивой или вводящей в заблуждение информацией, воспринимаемой ими при визуальном восприятии знаков экологической маркировки и при ознакомлении с описанием их особенностей. Критическому осмыслению были подвергнуты даже широко известные и распространенные виды маркировки, такие как «Зеленая точка».

экологическая маркировка

По мнению авторов доклада, дизайн ее знака способен ввести ввести потребителей в заблуждение. Они воспринимают изображение, как имеющее отношение к свойствам материала упаковки, к его биоразлагаемости и возможности вовлечения во вторичный оборот. А на самом деле, эта маркировка имеет отношение к финансовой составляющей системы сбора и переработки отходов.

Основная функция знаков и описаний на пластиковой упаковке должна заключаться в предоставлении надежной, актуальной, ясной, прозрачной и доступной информации. Визуальное восприятие информации — субъективный процесс. Это подчеркивает важность разработки на основе международного консенсуса четких руководящих принципов создания знаков экомаркировки.


Термины и определения, касающиеся повторного использования пластиковой упаковки и применяемые в стандартах, изображениях знаков экомаркировки и описаниях, зачастую не последовательны и оторваны от реальной практики, даже если они используются в одних и тех же географических регионах. Поэтому, также, необходимо обеспечить их гармонизацию на глобальном уровне.

Например, если в описании сказано, что материал из переработанного пластика, есть разночтение: речь идет о пригодном для переработки или о действительно переработанном пластике. Очевидно, что для экологически ориентированного потребителя более предпочтительным будет материал, изготовленный из отходов.

При использовании в описании термина «океанский пластик» не указывается его процентное содержание в материале упаковки, которое может варьироваться в широких пределах.

Малоинформативен и термин — биопластик. Он не дает представления о том, как продукт должен быть использован или утилизирован. Поэтому, декларации о биопластике должны сопровождаться информацией о возможности его вторичной переработки, компостируемости или биоразлагаемости. Сами понятия компостируемость и и биоразлагаемость не идентичны. Когда говорят о компостируемости, в подавляющем большинстве случаев речь идет о промышленном компостировании, не доступном многим потребителям. А неправильное захоронение компостируемого пластика будет наносить ущерб окружающей среде.

Фото News.myseldon.com

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.