Мусорной реформе нужно второе дыхание?

Мусорной реформе нужно второе дыхание

Вступая в должность, новый глава Минприроды Александр Козлов подтвердил, что мусорной реформе нужно второе дыхание.

Он заявил: «И особое внимание в ближайшее время будет уделено стратегии развития одного из важнейших для нашей страны вопросов — реформе ТКО. С этого момента мы с вами одна команда, и наш совместный путь не будет легким».

Счетная палата также подтвердила, что действительно мусорной реформе нужно второе дыхание.

Проведенный Счетной палатой анализ показал, что, несмотря на начатую в 2019 году реформу обращения с отходами, ситуация в этой сфере пока остается неблагополучной. Уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляется на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву.

По данным Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта «Экология» на территории субъектов насчитывалось 8 323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов. При этом федеральный проект «Чистая страна» предполагает ликвидацию и рекультивацию только 191 свалки. То есть более 700 свалок в границах городов остаются не охвачены. Таким образом, даже при успешной реализации проекта поставленная Президентом цель – ликвидировать все свалки в границах городов -– достигнута не будет.

Близка к критической и ситуация с официальными полигонами. При существующих темпах роста объемов ТКО (1–2% в год) в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них – до 2022 года. При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет.

Решить проблему призван федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который действует с 2019 года. Цель проекта – создать высокотехнологичную инфраструктуру обработки и утилизации отходов. Однако, по мнению Счетной палаты, пока проект с задачей не справляется, а его параметры требуют пересмотра.

Например, в проекте не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объемов образования отходов. Речь, в том числе, идет о стимулировании населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. Кроме того, установленные в проекте целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами. В результате значительная часть субъектов (42%) не подтвердила возможность их выполнения и не заключила с Минприроды России соглашения о реализации региональных проектов.

Анализ 67 региональных программ показал, что только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с ТКО и объемов их образования. 

Анализ морфологического состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с ТКО – лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии.

Остро стоит вопрос финансового обеспечения реформы. На уровне регионов основной источник инвестиций – это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. Однако здесь возникает проблема прозрачности этих расчетов. Как показал анализ, нормативы в разы отличаются даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1 411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость – 79% в 2019 году и 76% в первом полугодии 2020 года. В результате на 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свои услуги.

Скепсис в оценках мусорной реформы характерен и для представителей ряда экологических организаций. Вот некоторые мнения:

  • Александр Федоров, руководитель рабочей группы «Охрана окружающей среды» Общественного совета при Минприроды России, член Оргкомитета ОГФ, сопредседатель Социально-экологического Союза: «Для решения проблемы ТКО была поставлена задача создать отрасль по обращению с отходами. А значит, должна была быть сформирована нормативная и методическая основа реформы, развернута подготовка и повышение квалификации кадров, создана система инженерно-технических центров, введена единая информационная система об отходах, технологиях их утилизации и опыте решения этой проблемы, предложены соответствующие финансовые инструменты. В системном виде это было заложено Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако из-за фактического отсутствия «центра управления» реформой и недостаточной компетенции руководящих кадров ничего этого толком не сделано. Азбука управления – достоверность информации о положении дел – лицам, осуществляющим реформу, неизвестна. Как следствие, в стране не сформирована система учета отходов, а реальные данные об их образовании и классах опасности неизвестны. Так, по данным Росприроднадзора, объемы образования отходов в г. Москве в 2017–2018 годах были примерно в 10 раз меньше, чем по данным Правительства г. Москвы. Одновременно общее количество отходов, по данным Государственного реестра объектов размещения отходов, в несколько раз больше, чем по данным Росстата, поскольку именно по последним рассчитываются платежи за воздействие на окружающую среду».
  • Алексей Киселев, руководитель токсического отдела Greenpeace в России: «В проекте федеральной схемы нет ни слова о реализации высших приоритетов госполитики. Да и изменения законодательства в конце прошлого года, которые приравняли сжигание мусора с выработкой энергии к переработке, говорят о том, что налаживать систему раздельного сбора в России никто не торопится. Содержание схемы и действия, которые предпринимает правительство, наводят на мысль, что ведомства, отвечающие за мусорную реформу, ставят совсем иную цель – достичь показателей нацпроекта «Экология», а не создать современную отрасль обращения с отходами, которая позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе отказаться от создания как МСЗ, так и большей части полигонов».

Но выйти из темы хочется на позитиве и привести оценку ситуации Сергеем Ивановым, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта: «Создание современной, технологичной, отвечающей высоким экологическим требованиям инфраструктуры требует времени и значительных инвестиций. И исследование Счетной палаты еще раз подтверждает этот факт. Пока мы находимся только в начале пути, но главное на данном этапе, считаю, нами уже сделано: определены конкретные задачи, а также, подчеркиваю это особо, ужесточены административные наказания за нарушения при обращении с отходами».

Так мусорной реформе нужно второе дыхание?

Фото Allremont59.ru

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.