Неплатежеспособность малого и среднего бизнеса

неплатежеспособность малого и среднего бизнеса

Коллектив аналитиков Международного валютного фонда (МВФ) провел оценку влияния пандемии коронавируса на устойчивость малого и среднего бизнеса в 20 странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Справка — Оценку проводили:

  • Федерико Диес — экономист отдела структурных реформ исследовательского департамента МВФ.
  • Ромен Дюваль — помощник директора исследовательского департамента МВФ.
  • Кьяра Магги — экономист департамента МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии.
  • Никола Пьерри — экономист макрофинансового отдела исследовательского департамента МВФ.

Пандемия особенно сильно ударила по малым и средним предприятиям, отчасти потому, что они преобладают в секторах экономики, в которых люди интенсивно контактируют друг с другом. Это гостиничный, ресторанный бизнес, индустрия услуг и многое иное. В результате, многие страны с развитой экономикой рискуют столкнуться с волной банкротств, которая может уничтожить миллионы рабочих мест, нанести ущерб финансовой системе и ослабить и без того хрупкое восстановление экономики. Политики должны принять новые и быстрые меры, чтобы смягчить эту волну.

Поддержка ликвидности за счет кредитов, кредитных гарантий и мораториев на выплату долгов защитила многие малые и средние предприятия от непосредственного риска банкротства. Но поддержка ликвидности не может решить проблемы платежеспособности. Поскольку фирмы накапливают убытки и берут взаймы, чтобы продолжать свою деятельность, они рискуют стать неплатежеспособными — обремененными долгами, намного превышающими способность гасить их.

Новое исследование сотрудников МВФ количественно оценивает этот риск платежеспособности, и полученные результаты вызывают озабоченность. По прогнозам, пандемия увеличит долю неплатежеспособных малых и средних предприятий с 10 до 16 процентов в 2021 году в 20 наиболее развитых странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (Рис. 1). Этот рост будет по величине аналогичен росту банкротств в течение 5 лет после мирового финансового кризиса 2008 года, но он будет происходить в течение гораздо более короткого периода времени. Прогнозируемая неплатежеспособность ставит под угрозу около 20 миллионов рабочих мест (то есть более 10 процентов работников, занятых на малых и средних предприятиях), что примерно равно общему числу безработных в настоящее время в странах, охваченных анализом.

Кроме того, 18% малых и средних предприятий также могут стать неликвидными (у них может не хватить наличности для выполнения своих непосредственных финансовых обязательств), что подчеркивает необходимость постоянной поддержки ликвидности.

Рис. 1

Последствия для банков — еще одна причина для беспокойства. Рост неплатежеспособности малых и средних предприятий может спровоцировать дефолты и привести к значительному списанию средств, истощая капитал банков. В сильно пострадавших странах — в основном из Южной Европы — коэффициент достаточности капитала банков 1-го уровня (ключевой показатель их финансовой устойчивости) может снизиться более чем на 2 процентных пункта. Более мелкие банки пострадают еще сильнее, поскольку они часто специализируются на кредитовании малого бизнеса: четверть из них может столкнуться с падением коэффициента на 3 процентных пункта, а 10 процентов могут столкнуться с еще большим падением по крайней мере на 7 процентных пунктов.

По сравнению с прошлыми кризисами, на этот раз есть более четкие основания для поддержки платежеспособности со стороны правительств. Из-за огромного масштаба проблемы издержки банкротства для общества намного превышают их издержки для отдельных должников и кредиторов. Например, если волна неплатежеспособности захлестнет суды, они могут не реструктурировать жизнеспособные фирмы и вместо этого подтолкнуть их к ликвидации. За этим последуют неоправданные потери в производственных сетях, человеческом капитале и рабочих местах.

На практике страны могли бы рассмотреть вопрос о квази-долевых вливаниях в малые и средние предприятия. Действительно, некоторые из них уже активно изучают этот вариант, особенно в Европе. Один из подходов заключается в том, чтобы правительства предоставляли “займы для участия в прибылях” посредством новых займов или конверсии существующих. И их выплата могла бы быть частично индексирована на прибыль фирмы. Определить какой неплатежеспособный бизнес, имеет хорошие шансы для восстановления — сложно. По этой причине правительства могли бы подумать о том, чтобы стимулировать поддержку бизнеса частными инвесторами (например, банками), входящими в него своим капиталом. Это позволило бы рынку взять на себя ведущую роль в определении жизнеспособности бизнеса. Франция, Италия и Ирландия предложили или приняли политику стимулирования частных инвесторов к участию в капитале малого и среднего бизнеса.

Целенаправленные квазиинвестиции были бы гораздо эффективнее и мощнее, чем оказание поддержки всем фирмам. Повсеместные (общие) инъекции тратятся нерационально, так как расходуются и на тех, кто не нуждается в поддержке, и на тех, чья неплатежеспособность не связана с пандемией. В качестве примера можно привести целевую программу поддержки с бюджетом примерно в полпроцента от общего ВВП 20 анализируемых стран (Рис. 2). Она могла бы вернуть более 80 процентов жизнеспособных, но в настоящее время неплатежеспособных фирм к нулевому чистому капиталу (минимальное определение платежеспособности). Это более чем в четыре раза эффективнее, чем поддержка всех малых и средних предприятий без каких-либо различий.

Рис. 2

Даже при наличии мер государственной поддержки неплатежеспособность малых и средних предприятий, скорее всего, будет расти. Поэтому, потребуется широкий набор инструментов оценки несостоятельности компаний и реструктуризации их задолженности. Эти инструменты включают специальные механизмы внесудебной реструктуризации, гибридную реструктуризацию и специальные процедуры — например, упрощенную реорганизацию для небольших предприятий. Поскольку ликвидация фирм может быть чрезмерной, правительства могли бы предоставить финансовые стимулы для того, чтобы стимулировать реструктуризацию задолженности.

Чтобы обеспечить динамичное восстановление экономики, правительства стран с развитой экономикой должны учитывать риски, связанные с бедствием малых и средних предприятий. Сочетание постоянной поддержки ликвидности, квазиинвестиционных вливаний и специальных механизмов реструктуризации задолженности может оказать существенную помощь экономике.

Источник: МВФ

Фото: Яндекс.Дзен

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.