Нюансы возмещения вреда окружающей среде

правила возмещения вреда окружающей среде

16 ноября 2020 года Советом Государственной Думы был рассмотрен законопроект «О внесении изменения в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в части возмещения вреда окружающей среде)» (далее — Законопроект).

Текст Законопроекта предельно лаконичен:

«Внести в статью 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2016, №26, ст. 3887) изменение, заменив в пункте 2.1 слова «уполномоченными федеральными органами исполнительной власти» словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды».»

Несмотря на кажущийся технический характер предлагаемой инициативы, бизнес ждет ее 4 года.

Сначала, немного истории.

Данная законодательная инициатива обусловлена необходимостью устранения неопределенности нормативно-правового регулирования отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Эта неопределенность была выявлена еще 5 лет назад Конституционным судом.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 02.06.2015 № 12-П рекомендовал законодателю и соответствующим федеральным органам государственной власти принять меры по внесению соответствующих изменении в законодательство, а также указал на
возможность судов до этого момента учитывать в размере вреда, исчисленного по таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды.

В 2016 году Федеральным законом 218-ФЗ были внесены изменения в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Она была дополнена пунктом 2.1, который устанавливает, что при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. При этом порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Законодателями предполагалось, что принятое в 2016 году изменение в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», позволит достигнуть надлежащего баланса между законными интересами лица, добросовестно реализующего меры по устранению причиненного вреда окружающей среде, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации причиненного вреда. В частности, согласно этой норме при определении соответствующим государственным органом на основании утвержденных такс и методик размера вреда, причиненного окружающей среде, подлежащая уплате в бюджет сумма должна быть уменьшена на фактические затраты по устранению такого вреда, которые понес причинитель вреда.

Однако, за время, прошедшее с момента принятия Федерального закона от 23.06.2016 №218-ФЗ, не были определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные установить порядок и условия учета этих затрат. Соответственно порядок и условия учета затрат до сих пор не установлены.

То есть, фактически до сих пор не устранена выявленная Конституционным Судом неопределенность правового регулирования, а реализация установленного законом права природопользователей на зачет затрат при определении размера вреда, причиненного окружающей среде, крайне затруднена и может быть осуществлена только на основании судебного решения по обращению природопользователя.

В целях устранения ‘этой проблемы авторы Законопроекта предлагают установить, что порядок и условия учета затрат по устранению причиненного вреда окружающей среде устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким органом является Минприроды России. Кроме того, именно Минприроды утвердило своим приказом от 08.07.2020 №238 «Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Поэтому логично, чтобы указанное министерство было уполномочено и на установление порядка и условий учета затрат по устранению причиненного вреда окружающей среде.

Отзывы, предложения и замечания к Законопроекту должны быть подготовлены до 17.12.2020 года, а его рассмотрение Государственной Думой планируется на весенней сессии 2021 года.

Фото Slide-share.ru

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.