Отношение россиян к экологическим и климатическим проблемам

экологическим и климатическим проблемам

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фонд национальной энергетической безопасности выпустили совместный аналитический доклад об отношении россиян к экологическим и климатическим проблемам после самоизоляции в период пандемии коронавируса.

Ознакомимся с некоторыми результатами проведенной работы. При значительной доле скептицизма в отношении влияния пандемии и антропогенных факторов на изменение климата особый интерес вызывает вопрос, готовы ли россияне противодействовать изменению климата и как именно. Ведь одно дело относить проблему изменения климата к актуальным и совсем другое — быть готовым к конкретным действиям по ее решению или хотя бы ослаблению. Однако данные исследования указывают скорее на отсутствие массовой готовности среди россиян противостоять изменению климата, ограничивая себя в тех или иных благах.

Даже если не учитывать доли не верящих в глобальное потепление или в его антропогенное происхождение, то среди оставшихся только 19% считают, что для борьбы с изменением климата каждому необходимо существенно сократить потребление различных ресурсов. Большинство же придерживаются мнения о том, что для борьбы с изменением климата необходимы институциональные решения и системный подход на законодательном уровне (69%).

Интересно, что признает необходимость сократить индивидуальное потребление в целях борьбы с изменением климата чаще молодежь в возрасте 18-24 лет (26%) и 25-34 лет (24%), а также жители двух столиц (23%) и крупных городов от 500 до 950 тыс. жителей (26%). Мнения о необходимости введения специальных законов и контроля за использованием природных ресурсов чаще придерживаются респонденты 35-44 лет (75%) и 45-59 лет (73%).

Однако перейдем к конкретным действиям, на которые готовы или не готовы были бы пойти россияне в целях борьбы с изменением климата. С точки зрения сторонников антропогенного происхождения глобального потепления и изменения климата, наиболее важен транспорт, который пока по большей части остается углеводородным. В особенности это касается авиаперевозок, так как пока не существует альтернативы керосину.

Учитывая, что значительная часть россиян предпочитают в борьбе с изменением климата придерживаться позиции ожидания контроля и регулирования ситуации «сверху», а часть не верят в глобальное потепление и изменение климата или не согласны с его антропогенным происхождением, то ожидаемо более половины опрошенных оказались не готовы отказаться от авиаперелетов (55%). Причем чаще всего это представители молодежной аудитории от 18 до 24 лет (62%). Вероятно, свобода перемещения — одна из важных ценностей для молодежи —  перебивает климатические ценности. Солидарно с ними и население крупных городов — Москвы и Санкт-Петербурга (75%), городов-миллионников (67%) и городов с населением от 500 до 950 тыс. человек (58%). Готовы отказаться от авиаперелетов только 12% россиян. Любопытно, что чем выше уровень образования, тем меньше желающих жертвовать личным потреблением в части авиаперелетов (67% среди респондентов с высшим образованием), передвижения на личном транспорте (65% соответственно) и использования кондиционера (50% соответственно).

Интересна данная ситуация и в динамике. Так, до пандемии в начале 2020 г. ВЦИОМ проводил похожее исследование, итоги которого сопоставляются с новыми данными. После пандемии доля тех, кто готов отказаться от авиаперелетов или уже сделал это, резко упала! А доля тех, кто этого не желает, соответственно, возросла. Похожее распределение мы видим и по использованию личного автотранспорта. Это означает, что россиянам жить в мире без углеводородов решительно не понравилось.

Большинство россиян не готовы отказаться от поездок на личном автомобиле (62%), только 15% готовы это сделать. Важно отметить, что в крупных городах сторонников отказа от передвижения на личном автотранспорте гораздо больше, чем в среднем по выборке — 22% в Москве и Петербурге, 21% — в прочих городах-миллионниках. Однако передвижение на автомобиле — это вопрос не парниковых газов, а выхлопных. Но, похоже, сюжет с климатом и грязным воздухом в сознании россиян не имеет четких разграничений, ведь выхлопные газы в крупных городах воспринимаются как очень острая проблема (85% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают загрязнение воздуха актуальной проблемой, из них 54% — очень актуальной, в городах-миллионниках — 49% и 34% соответственно).

Наиболее же бескомпромиссное отношение россиян к возможному пересмотру собственного рациона и отказу от потребления мясных и молочных продуктов. В контексте изменения климата данный вопрос возник не случайно. Коровы считаются довольно серьезными эмитентами парниковых газов, выбросов от одной коровы больше, чем от современного легкового автомобиля. Отсюда и тренд на замену говядины растительным мясом — естественно, на порядок более дорогим. Россияне, как показывает опрос, этот тренд скорее не поддерживают. Абсолютное большинство опрошенных не готовы отказаться от потребления мясных и молочных продуктов (84%), 7% это уже сделали или никогда не питались такими продуктами, и еще 7% готовы это сделать. Интересна позиция молодежи 18-24 лет: только 7% готовы исключить из своего рациона мясное и молочное и 88% — совершенно не готовы, что выше, чем в среднем по выборке.

Несколько иная ситуация с кондиционерами. Они пока не стали для россиян предметами повседневного обихода — 38% ими не пользовались или уже отказались от них. При этом 16% готовы отказаться от их использования, но наибольшая часть опрошенных все же не стали бы этого делать (45%).

Для борьбы с потеплением россияне готовы экономить воду, заменив прием ванны душем (43% уже это сделали или собираются сделать), и электроэнергию (59% россиян уже контролируют ее расход или собираются это сделать). Однако скорее из экономических мотивов, нежели климатических. Если обратиться к данным февральского исследования, то 69% опрошенных не готовы были бы платить больше за электроэнергию, а 74% за коммунальные услуги с целью развития и последующего внедрения альтернативных источников энергии и общего повышения энергоэффективности объектов.

На фоне этого показательно, что в сельской местности желающих сокращать потребление электроэнергии заметно меньше (36%), нежели среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (48%). Вероятно, сказываются инфраструктурные особенности и разность тарифов — для села они обычно ниже.

Источник сайт ВЦИОМ https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10408

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.