
Центр стратегических разработок (ЦСР) обнародовал результаты очередного этапа оценки делового климата России.
Рассмотрим некоторые результаты проведенного мониторинга.
По сравнению с предыдущими обследованиями существенных изменений не выявлено.
Ожидание снижения выручки
В целом, в настроениях бизнес — сообщества доминирует ожидание снижения выручки за счет снижения спроса. За неделю, количество опрошенных, дающих такую оценку ситуации, выросло на 5% и достигло 90%. Правда, более оптимистичными стали ожидания сокращения сотрудников и снижения зарплат. Количество людей, ожидающих таких результатов, сократилось соответственно на 19% и 11% и составляет сейчас 60% и 66%. Безработица выросла до 16%. Реальные зарплаты, по сравнению с 2019 годом, снизились на 18,4%.
Огосударствление
По расчетам ЦСР в 2020 году будет происходить огосударствление экономики за счет малого и среднего бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в общей выручке сократится с 17,1% до 16,1%. Доля государства повысится с 26,9% до 27,5%. По-нашему мнению, доля в 0,4% перейдет к крупному бизнесу.
Цены
Укрепляется тенденция к росту цен. Индекс ожидания повышения цен увеличился за неделю с 8% до 17%. Удерживает цены, в основном, «сжатие» спроса. Индекс ожидания снижения спроса остается высоким (51%).
Поддержка бизнеса
Выросла до 32% доля компаний, подверженных риску банкротства. 84% компаний нуждаются в поддержке государства. При этом, 75% бизнес-структур заявляют о том, что меры поддержки на них не распространяются. 93% опрашиваемых бизнесменов поддерживают скорейшую отмену ограничительных мер. При отмене ограничений, в период с 1 по 15 июня до конца 2020 года, не смогут восстановиться от 22% до 30% компаний.
Выручка КАМАЗа в 2025 году должна составить 340 млрд рублей против 480 млрд, заложенных ранее. Продать КАМАЗ рассчитывает 52 тыс. грузовиков, хотя прежде планировал реализовать свыше 70 тысяч. Скромнее стали ожидания и от экспортных направлений: если раньше компания закладывала в стратегию долю экспортных продаж на уровне 26–30% от общих, то теперь надеется вывезти за границу лишь 19% своих грузовиков производства 2025 года. Рост EBITDA предполагается на уровне 10% в этом отношении ничего существенно не изменилось. В пресс-релизе компания также отмечает, что в бизнесе автогиганта все бльшее значение имеют сопутствующие продукты в частности, пассажирский транспорт и запчасти.