Как инвесторам полюбить мусор?

повышение инвестиционной привлекательности отрасли

В Правительстве России готовится проект постановления, направленный на повышение инвестиционной привлекательности отрасли переработки твердых коммунальных отходов (ТКО).

Проект постановления «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» недополученных доходов по кредитам, выданным по льготной ставке на реализацию инвестиционных проектов по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами» разработан по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко.

Опыт работы с инвесторами выявил проблемы, существенно сдерживающие активный инвестиционный процесс. Реализация проектов тормозится из-за невозможности окупить затраты в разумные сроки. Основная причина заключается в особенностях тарифного регулирования услуг по обращению с ТКО, которое имеет разумные социальные ограничители.

Вот основные проблемные вопросы с которыми столкнулась отрасль:

  •  несбалансированная политика тарифного регулирования;
  •  ограниченная норма прибыли в структуре тарифа региональных операторов (до 5%);
  •  низкая собираемость платежей за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО (в среднем — 79 % по Российской Федерации);
  •  отсутствие возможности у инвестора компенсировать инвестиционные затраты на реализацию инфраструктурных проектов за счет их включения в тариф на услуги по обращению с ТКО (ограничение роста тарифа — 4% в год);
  •  отсутствие иных механизмов и гарантий компенсации инвесторам затрат на реализацию инвестиционных проектов с целью сокращения сроков их окупаемости;
  •  ограниченные возможности субъектов Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов инвесторов, в т.ч. в рамках концессионных соглашений (более 50% субъектов Российской Федерации являются регионами с низкой бюджетной обеспеченностью и не способы за счет своего бюджета компенсировать затраты инвесторов).

По оценке «Российского экологического оператора» (РЭО), без государственной поддержки в условиях низкой собираемости платежей средний срок окупаемости проектов составляет свыше 15 — 18 лет. Это снижает уровень инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО.

Без расширения мер государственной поддержки, при низкой инвестиционной составляющей тарифа на услуги по обращению с ТКО, а также без существенного сокращения сроков окупаемости проектов, привлечение частных инвестиций в эту отрасль представляется крайне проблематичным.

В соответствии с проектом постановления, субсидии предоставляются по кредитным договорам, заключенным на цели создания, реконструкции или модернизации объектов обращения с ТКО, начиная с 2021 года. Их получателями являются уполномоченные банки. Размер субсидий — 90 процентов ключевой ставки Центробанка, действующей на дату заключения кредитного договора.

В целях предоставления субсидий Минприроды образует комиссию и утверждает ее состав. Комиссия проводит отбор кредитных организаций, по результатам которого утверждает перечень уполномоченных банков.

По мнению авторов проекта постановления, данная мера поддержки позволит сократить срок окупаемости инвестиционных проектов и создаст условия для привлечения необходимых инвестиций в сферу обращения с ТКО, которые оцениваются РЭО в 322 млрд рублей до 2024 года.

По предварительным расчетам до 2024 года для привлечения инвестиций по предложенному механизму придется выплатить из бюджета в виде субсидий порядка 26 млрд рублей.

Хочется надеяться, что удастся избежать искусственного завышения ставок по кредиту со стороны уполномоченных банков и других «хитрых» схем. Честно говоря, сомнения в разумности выбранного механизма субсидирования есть. На наш взгляд, логичнее было бы направлять бюджетные средства в виде целевых субсидий на выплату процентов по кредитам напрямую тем, у кого есть проблемы, то есть исполнителям инвестиционных проектов. В этом случае не пришлось бы искусственно уменьшать количество кредитных организаций. А оценку целесообразности выделения субсидии производить исходя из возможности исполнителя реализовать проект.

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.