Цифровая модернизация лесной отрасли

Цифровая модернизация лесной отрасли

Цифровая модернизация лесной отрасли станет неизбежной при принятии Госдумой соответствующего закона.

Пока еще, это только законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины», принятый 15 декабря 2020 года в первом чтении. Официальные лица видят в данной законодательной инициативе залог успеха в борьбе за декриминализацию лесной отрасли.

Официальные лица

Вот что думает о проблемах, решаемых в законопроекте, Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко:

  • «Необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов – от заготовки на делянке до производства и реализации. Перемещение объема должно фиксироваться на каждом этапе. Если на любом шаге система не имеет подтверждения легальности происхождения древесины, сделки блокируются и реализация древесины невозможна. Подготовленные поправки направлены на обеспечение полной прозрачности лесного комплекса»;
  • «К сожалению, огромные площади лесного фонда страны за много десятилетий сформировали потребительское отношение к лесу. В лесном хозяйстве одной из основных проблем продолжает оставаться нелегальная заготовка древесины. Неучтённая, заготовленная нелегально древесина, по экспертным оценкам, составляет ежегодно от 10 млн до 30 млн куб. м. Но реальных объёмов, к сожалению, не знает никто. Потому что никто сегодня не сопоставляет объём заготовленной древесины и право на его заготовку на конкретной делянке. Продать можно любой объём, не подтверждая легальность его происхождения».

О законопроекте

Для обеспечения полной прозрачности оборота древесины требуется цифровая модернизация лесной отрасли. Существующая в настоящее время «Единая государственная информационная система учета древесины и сделок с ней» (ЛесЕГАИС) должна стать не просто сводом документированной информации, а обеспечивать контроль за движением древесины ‒ от стадии ее рубки до места реализации или переработки. ЛесЕГАИС должна превратиться в юридически значимый инструмент, подтверждающий законность происхождения древесины и сделок с ней.

«С 1 января 2021 года нас ожидает тестовый запуск модернизированной системы ЛесЕГАИС, которая позволит проследить путь древесины от заготовки до производства, а через полгода предполагается перевести работу системы в постоянный режим»,  – сказал замглавы Рослесхоза Иван Советников на открытии 25-го Международного лесного форума «Российский лес», которое состоялось сегодня в Вологде.

В целях решения указанных вопросов в законопроекте имеются следующие концептуальные положения:

  • создание открытого цифрового геоинформационного ресурса;
  • формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде в ЛесЕГАИС;
  • блокировка перевозки либо сделок  с древесиной в случае выявления недостоверной информации по объему заготовки древесины, ее видовом и сортиментном составе;
  • введение электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины с регистрацией его в ЛесЕГАИС;
  • регистрация в ЛесЕГАИС лесных складов, объектов переработки древесины;
  • заключение договоров по использованию лесов с рубками лесных насаждений, учет древесины, совершение сделок с древесиной только в электронном виде в ЛесЕГАИС;
  • создание системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.

Кроме того, предлагается в целях пресечения деятельности по незаконной заготовке древесины ввести запрет нахождения в лесу граждан с машинами или оборудованием, предназначенным для заготовки и вывозки древесины, без разрешительных документов. Законопроектом также вводится такая форма систематического наблюдения за соблюдением лесного законодательства как административное обследование лесов (по аналогии с административным обследованием земельных участков), позволяющая на основе анализа данных информационных систем, информации, полученном методом дистанционного зондирования, и т.п., принимать решения о необходимости осуществления проверок, что позволит оперативно реагировать на нарушения лесного законодательства и принимать меры.

Социально-экономический эффект от принятия законопроекта складывается помимо снижения размера вреда (и, соответственно, ущерба) от незаконных рубок лесных насаждений, также из увеличения налогооблагаемой базы в лесном комплексе —  лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, которые будут ставить на баланс материально-технические запасы сырья (древесины) с момента их заготовки на лесосеке, что, в дальнейшем обороте, увеличивает налогооблагаемую базу от сделок с древесиной, которые ранее составляли серый оборот. Учёт списания древесины в производство в местах переработки древесины, впервые в истории лесного комплекса позволит организовать полный учёт произведённой продукции из древесины и установить реальный вклад лесного хозяйства в экономику страны, помимо лесных платежей за использование лесов. Учёт списания древесины в отходы позволит устанавливать реальные объёмы экологического сбора (платежа за вред окружающей среде) от лесопромышленных предприятий.

Критика со стороны…

Вроде бы все прекрасно, но законопроект с самого начала подвергся жесткой критике на страницах forestforum.ru.

Вот только один из критических тезисов: «Законопроект, скорее всего, приведет к дальнейшему увеличению масштабов лесной туфты — лесная отчетность станет еще менее достоверной. Насколько это можно понять из текста законопроекта и сопроводительных документов к нему, предполагается забить материалы лесоустройства в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней — а затем сверять все более новые документы с ними, и не допускать расхождений. С учетом того, что средняя давность материалов лесоустройства в России приближается к четверти века, а точность определения параметров каждого выдела — в лучшем случае глазомерная (даже при свежем лесоустройстве), разница между учтенными и реальными объемами заготовки древесины в масштабах страны будет измераться десятками миллионов кубометров. Так что после принятия этого законопроекта ЕГАИС учета древесины и сделок с ней можно будет окончательно переименовывать в «ЕГАИС лесной туфты».

Желающие ознакомиться со всеми замечаниями могут воспользоваться ссылкой. Не во всем соглашаясь с критикой, Деловой экологический журнал считает полезным доведение до читателей полной информации по проблеме.

Фото Pixabay.com, Мой-ориентир.рф

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.