Цена перехода к «зеленой» экономике

безальтернативность перехода к "зеленой" экономике

В последнее время на нас обрушился буквально шквал противоречащих друг другу расчетов, обосновывающих безальтернативность перехода к «зеленой» экономике или показывающие излишнию политизированность «зеленых» деклараций и отсутствие за ними серьезных аргументов.

Само по себе параллельное существование двух альтернативных точек зрения на одну проблему показывает ее сложность и необходимость системного многофакторного подхода к ее анализу для получения более менее корректных выводов.

Определенный интерес для нащупывания истины, представляет статья, опубликованная Carbon Tracker и посвященная критическому отношению к оценкам, так называемых «минеральных ограничений» перехода к «зеленой» экономике. Дополнительному анализу подверглись данные Международного энергетического агентства (МЭА) по существенному росту потребления ряда минеральных ресурсов при развитии «зеленой» энергетики.

Минералы являются важнейшими компонентами многих современных быстро развивающихся технологий чистой энергетики – от ветряных турбин и электрических сетей до электромобилей. Спрос на эти материалы будет быстро расти по мере того, как будет набирать обороты переход к чистой энергии.

МЭА изучило количество полезных ископаемых, необходимых для обеспечения энергетического перехода к «зеленой » экономике.

С одной стороны, МЭА пришло к выводу, что недостатка в ресурсах нет. В мире много лития, никеля, редкоземельных металлов и других минералов. Например, запасов лития, в 170 раз больше чем годовой спрос, и его запасы увеличились на 42% за последние восемь лет, поскольку более высокие цены и перспектива роста спроса на литий привлекли инвестиции.

С другой стороны, делается вывод о том, что переход к «зеленой» энергетике приведет к существенному росту потребления так называемых «критических» материалов (меди, никеля, лития, кобальта, хрома, молибдена и других), что является серьезным аргументом в пользу взвешенного подхода к темпам и способам перехода к «зеленой» экономике.

Для создания электромобиля требуется в пять раз больше «критических» материалов, чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Соответственно 210 и 35 кг.

Источник МЭА

Для создания мощности в 1 мегаватт солнечной генерации требуется 6,5 тонн «критических» материалов, а для аналогичной мощности на основе угля всего 3 тонны. Что касается ветрогенерации, то потребность в материалах возрастает до 12,5 — 15,5 тонн на 1 мегаватт мощности.

Справка: Всемирный банк считает, что для обеспечения энергетического перехода к 2050 году потребуется увеличить производство графита, лития и кобальта на 500%.

Если оперировать только цифрами о потребности в «критических» материалов для создания мощностей «зеленой энергетики, становится очевидным преимущество генерации на основе ископаемого топлива по сравнению с использованием энергии солнца и ветра.

Однако, такой вывод некорректен, так как по мнению авторов из Carbon Tracker не учитывает потребности в самом ископаемом топливе в течение жизненного цикла генерирующего оборудования, которые на порядки превышают потребности в «критических» материалах при создании генерирующих мощностей.

Например, электрогенерирующая мощность на основе солнечной энергии в 1 мегаватт, в течение 30-летнего срока службы оборудования, произведет 40 тысяч мегаватт-часов электроэнергии. В этом случае, потребность в «критических» материалах, при перерасчете на 1 мегаватт-час выработанной энергии, будет равна 0,15 кг. Сравните с электростанцией, работающей на угле, где потребность в «критических» материалах немного меньше. При этом, необходимо 350 кг угля, чтобы генерировать 1 мегаватт-час электроэнергии. По этому расчету использование угольных электростанций, по сравнению с солнечной генерацией, потребует более чем в 2000 раз больше материалов для производства одинакового количества энергии.

Аналогичная история и в транспортном секторе. Средний автомобиль потребляет около тонны горюче-смазочных материалов в год, или 15 тонн за весь срок службы. Их количество в 71 раз превышает 210 кг «критических» материалов, которые необходимы для создания электромобиля.

Фото: Fg24.ru

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.