Ценообразование на углерод

ценообразование на углерод

От одной четверти до половины. Именно настолько должны снизиться выбросы углекислого и других парниковых газов в течение следующего десятилетия, чтобы сохранить возможность ограничения глобального потепления на уровне 2 градусов.

Международный валютный фонд (МВФ) считает, что самый быстрый и практичный способ добиться этого результата — создать международную систему минимальных цен на углерод. Конечно, хотелось бы увидеть более системный подход. Ведь, при продвижении этой идеи МВФ ограничивается мерами по снижению выбросов углекислого газа, оставляя за скобками вопросы связывания накопленного в атмосфере СO2, умалчивая о роли природного потенциала стран в связывании CO2, упрощая проблему ответственности за выбросы (кто должен нести ответственность: потребитель или производитель продукции). То есть, вне анализа остаются вопросы весьма значимые для России.

Вот как представляют введение минимальных цен на углерод Витор Гаспар — директор Департамента МВФ по финансовым вопросам и Ян Парри — главный эксперт по экологической фискальной политике в Департаменте по финансовым вопросам МВФ. Приведем ниже тезисы их статьи.

МВФ уделяет вопросу цены на выбросы CO2 огромное внимание, поскольку изменение климата представляет огромные риски для функционирования мировых экономик. Правильная политика в области климата может устранить эти риски, а также предоставить возможности для инвестиций, экономического роста и создания «зеленых» рабочих мест

В основе политических дискуссий МВФ со странами его членами лежит ценообразование на углерод, которое в настоящее время широко признано в качестве наиболее значимого инструмента, обеспечивающего резкое сокращение выбросов CO2. Делая загрязняющие источники энергии более дорогими, этот механизм создает стимулы для повышения энергоэффективности и переориентации инновационных усилий на «зеленые» технологии. Ценообразование на углерод должно поддерживаться более широким пакетом мер, включая государственные инвестиции в чистые технологии (например, модернизацию сетей для размещения возобновляемых источников энергии) и меры по оказанию помощи регионам и жителям.

Расчеты показывают, что для движения в климатическом тренде цены на углерод должны быть не менее 75 долларов США за тонну.

В преддверии 26 ежегодной конференции ООН по изменению климата, наблюдается рост климатических амбиций. Многие страны заявили о новых климатических целях. 60 стран уже обязались быть нейтральными к выбросам к середине века, а некоторые, включая Европейский союз и Соединенные Штаты, взяли более амбициозные обязательства. Ценообразование на углерод в виде различных схем перешло в практическую плоскость в десятках стран, включая значимые инициативы Китая и Германии.

Однако, 80 процентов глобальных выбросов CO2 остаются неоцененными, а средняя глобальная цена выбросов составляет всего 3 доллара США за тонну.

Отчасти, медленный прогресс отражает то, насколько трудно странам в одностороннем порядке смягчать последствия своих обязательств по Парижскому соглашению. Естественно, они опасаются за свою конкурентоспособность, не полностью доверяя другим странам, считая, что те могут быть пассивны в движении к углеродной нейтральности. Почти всеобщее участие стран в Парижском соглашении, столь важное для его легитимности, не обеспечивает их взаимопонимание по практическим вопросам.

Итак, как добиться требуемого уровня цен на углерод? Внутри МВФ созрело предложение о создании международного соглашения о минимальном уровне цен на углерод, которое должно дополнить Парижское соглашение.

В чем же его суть?

  1. Оно должно быть инициировано крупнейшими эмитентами. После запуска эта схема может постепенно расширяться и охватывать другие страны. Определить возможных инициаторов соглашения может помочь диаграмма. Она показывает, что на Китай, Индию, США и ЕС будет приходиться почти две трети глобальных выбросов CO2 в 2030 году. Страны G20 будут ответственны уже за 85 процентов выбросов.
Источник: blogs.imf.org
  1. В соглашении должна быть установлена минимальная цена на углерод и обеспечена скоординированность действий крупных эмитентов по ее постепенному повышению. Это обеспечит коллективные действия по борьбе с изменение климата и решит проблему конкурентоспособности.
  2. Ценообразование на углерод должно быть справедливым, гибким и учитывать дифференцированную ответственность стран с учетом, среди прочего, уровней их развития и исторически сложившегося объема выбросов. Один из способов сделать это — иметь, скажем, два или три различных уровня цен в соглашении, которые варьируются в зависимости от показателей страны. Это соглашение могло бы также охватить страны, где ценообразование на углерод в настоящее время нецелесообразно по внутриполитическим причинам, при условии, что они добьются эквивалентного сокращения выбросов с помощью других инструментов.

Расчеты показывают, что усиление обязательств по Парижскому соглашению с трехуровневым минимумом цен всего для шести участников (Канада, Китай, Европейский Союз, Индия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты) с ценами в размере 75, 50 и 25 долларов США для развитых, развивающихся рынков с высоким и низким уровнем дохода, соответственно, и в дополнение к текущей политике, может помочь достичь 23-процентного сокращения глобальных выбросов ниже базового уровня к 2030 году. Этого достаточно, чтобы сохранить возможность ограничения глобального потепления на уровне 2 градусов.

Применение ценообразования на углерод в канадских провинциях дает хороший прототип того, как нижний уровень цен может быть переведен на международный уровень. Федеральное правительство требует, чтобы провинции и территории установили минимальную цену на углерод, постепенно повышающуюся с 10 канадских долларов за тонну в 2018 году до 50 канадских долларов в 2022 году и 170 канадских долларов в 2030 году. Юрисдикции могут свободно выполнять это требование с помощью налогов на выбросы углерода или систем торговли выбросами.

На международном уровне хорошо продуманное соглашение о минимальном уровне цен на углерод принесет пользу как отдельным странам, так и всему мировому сообществу. Всем участникам было бы выгоднее стабилизировать глобальную климатическую систему, и страны получили бы внутренние экологические выгоды от ограничения сжигания ископаемого топлива — самое главное, меньше смертей от загрязнения воздуха.

Сейчас нужны скоординированные действия, и они должны быть сосредоточены на международном минимуме цен на углерод.

Источник: blogs.imf.org

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.