Уборка мест накопления ТКО, будет ли чисто у мусорных баков?

уборка мест накопления ТКО

В третий раз перенесено рассмотрение в Госдуме проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленного на то, чтобы уборка мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) была законодательно закреплена за региональными операторами.

Позиция авторов

По мнению авторов данной инициативы, в настоящее время в местах установки мусорных баков накапливаются ТКО из-за их складирования жителями вне баков, нехватки свободных баков, в том числе по вине муниципальных властей, а также непродуманного графика вывоза и небрежной погрузки ТКО региональными операторами.

Концепция законопроекта предусматривает закрепление за региональным оператором обязанности не только сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, но и уборку мест накопления и погрузки ТКО. Это означает, что при сборе ТКО будет производиться и уборка отходов, которые оказались вне специализированных баков или контейнеров для сборов таких отходов, накопившихся в местах их установки или выпавших при погрузке в мусоровоз.

Авторы считают, что закрепление подобной прямой нормы на уровне федерального законодательства позволит наладить более эффективную работу по обращению с ТКО, позволит улучшить благоустройство дворов и территорий, санитарно-эпидемиологическую обстановку, противопожарную безопасность, а также сэкономить средства муниципальных бюджетов.

Положение дел

В настоящее время вопросы, связанные с осуществлением уборки мест погрузки твердых коммунальных отходов, регламентированы в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Федеральным законом. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. В его обязанности входит уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Расходы на уборку учитываются при расчете тарифов на услугу регионального оператора. При этом вышеуказанные правила устанавливают запрет для потребителей на складирование ТКО вне контейнеров.

В свою очередь, обязанность по содержанию мест накопления ТКО (уборка мест накопления ТКО) в соответствии с Федеральным законом отнесена к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований. С учетом вышеизложенного расходы по содержанию мест накопления ТКО должны быть предусмотрены в бюджетах органов местного самоуправления.

Также необходимо отметить, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае если место накопления ТКО расположена на земельном участке, который входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по его содержанию лежит на собственниках помещений многоквартирного дома или организациях, осуществляющих его управление. При этом расходы на содержание мест накопления ТКО входят в состав платы за содержание жилого помещения.

При этом работы по содержанию мест накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе уборку ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. Вместе с тем, в указанные работы не включается уборка мест погрузки ТКО, обязанность, по осуществлению которой возложена на регионального оператора.

Таким образом, в рамках действующего законодательства уполномоченные лица по содержанию мест накопления ТКО и их уборке установлены. Вместе с тем, на практике, повсеместно возникают ситуации, когда места для накопления ТКО, а также прилегающая территория захламлены отходами. Возникновение таких ситуаций обусловлено отсутствием действенного контроля за содержанием мест накопления ТКО, а также за качеством услуг, предоставляемых региональным оператором при погрузке ТКО в мусоровоз, а также по соблюдению графика вывоза ТКО.

Позиция оппонентов

Профильный комитет Госдумы (по экологии и охране окружающей среды) и комитет-соисполнитель (по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) не поддерживают данный законопроект. В свою очередь и Правительство РФ относится к данной инициативе отрицательно. Суть возражений заключается в следующих тезисах:

1) Включение в зону ответственности регионального оператора содержание территории, прилегающей к контейнерной площадке, в частности очистка такой территории от ТКО, самовольно складированными потребителями в нарушение требований вышеуказанных Правил противоречит целям деятельности регионального оператора.

Региональный оператор в соответствии с Федеральным законом обеспечивает деятельность по сбору, транспортированию, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В свою очередь, Жилищным Кодексом Российской Федерации (ст. 161) решение вопросов обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и пользования указанным имуществом отнесено к зоне ответственности ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций. Также вопросы организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об отходах производства и потребления» отнесены к компетенции муниципальных органов власти.

2) Установление для регионального оператора обязанности по уборке мест накопления и погрузки ТКО непосредственно в Федеральном законе не гарантирует ее добросовестного исполнения региональными операторами, а значит, не решает проблем, обозначенных авторами инициативы. Кроме того, в законопроекте не предлагается четкий механизм и (или) способ фиксации нарушения региональным оператором обязанности за ненадлежащее содержание контейнерной площадки.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день, на практике, зачастую не реализуется контроль за осуществлением региональным оператором установленной в Правилах обязанности по уборке мест погрузки ТКО, включенной в коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

3) В случае принятия законопроекта расходы региональных операторов на уборку мест накопления ТКО будут включены в состав необходимой валовой выручки, что приведет к увеличению единых тарифов на услуги по обращению с ТКО. Таким образом, расходы органов местного самоуправления будут переложены на потребителей услуг по обращению с ТКО, в том числе на граждан. Вместе с тем, авторы инициативы не привели оценку тарифных последствий реализации предлагаемых изменений.

4) В соответствии с действующим законодательством расходные обязательства по содержанию мест накопления ТКО несут бюджеты органов местного самоуправления и в отдельных случаях собственники жилых помещений в многоквартирных домах, или собственники земельных участков. Принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в статью 8 Федерального закона в части корректировки полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации. Вместе с тем, указанный законопроект не предусматривает внесения вышеуказанных изменений.

5) Введение нового понятия «уборка мест накопления ТКО» в качестве самостоятельного вида деятельности в области обращения с отходами, не согласуется с действующим понятием «обращение с отходами» (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов).

Что делать?

В качестве мер для решения обозначенной проблемы Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды предлагает:

1. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с ППК «Российский экологический оператор»:

1.1. рассмотреть на заседании рабочей группы проблемные и актуальные вопросы регулирования сферы обращения с твердыми коммунальными отходами;

1.2. разработать и предусмотреть при отборе мероприятий в рамках предоставления и распределения в 2020 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов критерии, подтверждающие готовность субъектов Российской Федерации выполнить обязательства по оборудованию таких контейнерных площадок в соответствии с установленными требованиями.

2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации активизировать разработку, согласование и утверждение Концепции совершенствования расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.