Экотехнопарки в фокусе экологической промышленной политики

в стратегии вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот

Продолжаем разговор о V бизнес-форуме «ЭКОТЕХНОПАРКИ РОССИИ». С докладом на тему «Место экотехнопарков в стратегии вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот» выступил Дмитрий Скобелев.

Справка: Дмитрий Скобелев — директор ФГБУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

Экологическая промышленная политика это часть промышленной политики которая подразумевает повышение ресурсной эффективности отдельных предприятий и территорий.

Работа с предприятиями строится на основе модернизации технологий и технологических решений. Основной инструментарий — внедрение наилучших доступных технологий (НДТ).

Работа на территориях ведется с целью максимального вовлечения отходов производства и вторичных ресурсов в экономический оборот. Для этого необходимо развивать территории на основе промышленного симбиоза, который должен обеспечить использование отходов и побочных продуктов одних предприятий в качестве исходного сырья для других предприятий. По-сути, эту задачу и решают экотехнопарки.

Источник: https://ecoparks.tech/

По мнению докладчика, экотехнопарки будут занимать ключевое место в стратегии вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот. Но, к сожалению, в нормативной правовой базе пока ещё отсутствуют положения, необходимые для системного развития экотехнопарков.

Для вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот необходимо решить четыре группы проблем.

Проблемы вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот
Источник: https://ecoparks.tech/

Учет вторичных ресурсов

Первое, — это учет вторичных ресурсов. Надо просто сначала как следует разобраться, что же у нас накоплено. Учет должен вестись на государственной информационной платформе. В советское время эту задачу решал Госснаб. Но сегодня его нет. Одним из кандидатов на ведение такого учета может быть государственная информационная система промышленности, которую ведет Минпромторг.

Магистральная инфраструктура

Вторая проблема, которую необходимо решать, это создание в стране инфраструктуры переработки отходов, так называемой магистральной инфраструктуры. Ее базовыми элементами могут стать экотехнопарки.

Экотехнопарки целесообразно располагать на базе якорных предприятий в местах накопленного экологического вреда, содержащих потенциально большие объемы вторичных ресурсов. Перспективные места размещения — крупные промышленные центры. Экотехнопарки могут быть двух типов: по переработке отходов промышленности либо по комбинированной переработке промышленных и коммунальных отходов.

Экотехнопарки должны быть логистически увязаны и участвовать в межрегиональном взаимодействии с целью вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот.

Наряду с якорным предприятием в экотехнопарке должны быть и другие предприятия, обеспечивающие промышленный симбиоз. Кроме того, необходимы предприятия — переработчики отходов, инжиниринговый центр, лабораторный комплекс, центр реализации продукции. Эффективность экотехнопарков повысит взаимодействие с научно-исследовательскими организациями, ВУЗами для подготовки кадров и ведения исследовательских работ по развитию технологий и дальнейшему использованию продукции.

Полигоны для размещения отходов не могут входить в экотехнопарки, чтобы стимулировать более глубокую переработку.

Формирование спроса на вторичные ресурсы

Для вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот необходимы меры поддержки, в том числе нефинансовые. Такую поддержку можно организовать через национальные федеральные проекты и любые крупные инфраструктурные проекты с государственным участием. Достаточно внести в обязательные условия выполнения этих проектов, — использование вторичных ресурсов и продукции из них.

Можно выходить и на конкурентный рынок, но для этого должны быть опять же созданы условия при которых и продукция, и вторичные ресурсы будут конкурентоспособны по сравнению с аналогичными товарами.

Перспективным инструментом формирования спроса являются «зеленые» закупки. В «зеленых» закупках приоритетной должна быть продукция именно из вторичных ресурсов, а не экологически чистые товары из природного сырья.

Нормативное регулирование вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот

Правовое регулирование стимулирования спроса на вторичные ресурсы затрудняется из-за того, что регулирование этой сферы осуществляется в рамках двух разных законов: Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части отходов, Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в части вторичных ресурсов. Это затрудняет правоприменительную практику и эффективность законодательства.

Источник: https://ecoparks.tech/

Фото: En.ppt-online.org

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.