Закон о биологической безопасности

о биологической безопасности

В Госдуме ждет рассмотрения во втором чтении законопроект «О биологической безопасности Российской Федерации»

Его тема звучит весьма актуально, особенно, с учетом коронавирусной пандемии.

Долгий путь

Принятие закона затянулось на три с половиной года. Он был разработан Минздравом еще в октябре 2016 года. Осенью 2017 года провели оценку регулирующего воздействия и получили положительное заключение. Однако, в Госдуму законопроект был внесен Правительством РФ только в декабре 2019 года, как раз в преддверии появления COVID-19.

Для чего

Проект подготовлен для обеспечения нормативно-правового регулирования и совершенствования государственного управления в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации. Речь идет об укреплении взаимодействия федеральных и региональных властей по противодействию возникновению биологических угроз, организации защиты населения и охраны окружающей среды, а также ликвидации последствий воздействия опасных биологических факторов.

Цель создания законопроекта Правительство сформулировало следующим образом: «В настоящее время на законодательном уровне отсутствует комплексное регулирование вопросов обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации как системы взаимоувязанных мер, функционирующей на основе взаимодействия заинтересованных органов государственной власти на федеральном и региональном уровне в целях нормативно-правового регулирования и государственного управления в данной области. Вместе с тем наблюдается нарастание биологических угроз различного рода, что требует формирования единых межотраслевых подходов в этой сфере и их законодательного закрепления для создания и функционирования эффективной системы обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации.»

Что же представляет собой рассматриваемый законопроет?

Он состоит из 16 статей. В первой статье закрепляются 19 понятий, необходимых для правового регулирования отношений в области биологической безопасности. Далее, определяются полномочия федеральных, региональных и местных властей а также права и обязанности граждан в области биологической безопасности. Четко формулируется , что понимается под биологическими угрозами. Кроме этого, определяются меры по предотвращению и снижению биологических угроз. Прямых регулирующих норм, кроме определяющих полномочия и права различных лиц, в законопроекте нет.

В целом , проект больше напоминает системный классификатор в области биологической безопасности, а не документ регулирующий правоотношения различных субъектов.

Заместитель министра здравоохранения Краевой С. А. о законопроекте

Законопроект является консолидирующим, объединяет разные сферы в той мере, в которой необходимо, чтобы восполнить существующие правовые пробелы в разных сферах законодательства. Законопроект впервые определяет содержание деятельности по обеспечению биологической безопасности и в этих целях вводит новый понятийный аппарат, который отсутствует в законодательстве или имеется в разрозненных документах методического характера, для однозначного толкования и формирования единой правоприменительной практики с учётом специфичности области регулирования.

Позиция  председателя комитета госдумы по охране здоровья Морозова Д.А.

Законопроект внесён в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности. Он охватывает огромное число зон, сфер нашей жизнедеятельности. И хотя, … отраслевые законодательства более или менее совершенны, … задача состоит в том, чтобы соединить эти отраслевые законодательства, получив единые возможности для проведения мониторинга биологических угроз, … создания государственной информационной системы по обеспечению биологической безопасности и решения этих проблем на всех уровнях власти — федеральном, субъектов, местного самоуправления, организаций и даже граждан, потому что решать эти проблемы разными сегментами эффективно не получается.

Тут и микробиология, и эпидемиология, … тут генетика, биология, генная инженерия и … многое другое — казалось бы, разные факторы, разные угрозы, но все они сводятся воедино, и именно поэтому вносятся изменения в понятийный аппарат…. Здесь всё, что касается патогенов, ядов, токсинов, условно патогенных микроорганизмов, антибиотикорезистентности и многого, многого другого. Здесь и основные биологические угрозы, куда, так скажем, интеллигентно прописаны и сохранение нормального микробиота человека, и то, что касается профилактики иммунодефицитных состояний, и врождённых, и приобретённых. … Здесь отражены: коллекционная деятельность и штаммы — очень деликатная сфера нашей работы, спасибо всем профильным институтам, НИИ, которые на протяжении всего XX века выполняли эту работу на должном уровне; мониторинг биологических угроз, о котором я уже сказал, антимикробной устойчивости и антибиотикополитики как на уровне больницы, так и на уровне всего здравоохранения; профилактика внутрибольничных инфекций — серьёзные вещи; права и обязанности граждан и, как я уже сказал, национальный центр мониторинга.

Очень много замечаний — почему? Огромная сфера регулирования. Замечания технического, юридического характера, но их необходимо учесть. И обязательно необходимо внести корреспондирующие нормы в десяток законов и под сотню, наверное, нормативных актов на разных уровнях нашей страны, мы об этом на заседании комитета сказали.

Мнение депутата госдумы Онищенко Г.Г.

Законопроект, который мы с вами сегодня обсуждаем, больше направлен на гражданское здравоохранение, на повышение готовности всех сопричастных служб, чтобы наше гражданское здравоохранение смогло своевременно отреагировать и принять максимально возможные меры в случае применения прежде всего в террористических целях активных биологических рецептур. Этому в основном и посвящён данный законопроект.

Нам нужно его доработать с точки зрения реальности, с точки зрения того военно-биологического потенциала, который создан вокруг нас, — в Казахстане, в Грузии, в Азербайджане, сегодня активно строятся военно-биологические объекты на Украине и в других наших бывших союзных республиках. И мы не можем остаться без законодательного регулирования в части активной наступательной работы против расширения этого потенциала. Нам нужно решить вопрос с ведомством, которое будет заниматься вопросами, связанными с прогнозом военно-биологических угроз и выработкой внутринационального защитного законодательства и защитных мер. Раньше этим занималось Министерство обороны, сегодня в наших управленческих реалиях есть ещё НАК (Национальный антитеррористический комитет), который, наверное, здесь тоже должен принять участие. Это тоже нужно при доработке данного законопроекта решить. …

Всё это нужно доработать ко второму чтению, нужно дать стране закон, который будет регулировать биологическую безопасность — и военную, и гражданскую.

Фото Riss.ru

00

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.