Законопроект об ограничении выбросов парниковых газов

Законопроект об ограничении выбросов парниковых газов

В Госдуме ждет своей очереди проект закона «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Перед внесением в Думу законопроект обсуждался в Правительстве РФ. Докладывал глава Минэкономразвития Максим Решетников.

«Правительство по поручению Президента подготовило проект закона об ограничении выбросов парниковых газов. Это часть наших международных обязательств в рамках Парижского соглашения и новая климатическая политика Российской Федерации. Такое регулирование мы принимаем впервые», — сказал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. «Теперь все предприятия, работа которых сопровождается значительными объемами выбросов парниковых газов, будут отчитываться об этом, такое требование станет обязательным для каждого из них. При этом новое регулирование даст возможность бизнесу осуществлять собственные климатические проекты, а их реализация позволит привлекать зеленые инвестиции», — добавил премьер.

Законопроект создает принципиально новый механизм регулирования экономики. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей. Ключевая задача нового регулирования определена Указом Президента – к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем 70% от значений 1990 года – с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов.

Концепция законопроекта включает два крупных блока

Во-первых, впервые в России для крупнейших эмитентов вводится обязательная углеродная отчетность. Сбор и обобщение этой отчетности будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. В рамках этой системы учета предприятия, которые являются крупнейшими эмитентами выбросов парниковых газов (более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа на первом этапе до 2024 г.), будут представлять обязательную углеродную отчетность. Остальные организации вправе представлять углеродную отчетность на добровольной основе. После 2024 года отчетность должны будут подавать предприятия, чьи выбросы выше 50 тыс. тонн углекислого газа.

Таким образом будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях.

Второй блок связан с формированием правовой базы для обращения углеродных единиц — как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Любая организация сможет на добровольной основе реализовать климатический проект. В качестве примера такого проекта может рассматриваться модернизация предприятий, в результате которой увеличивается энерго- или ресурсоэффективность производственных процессов, что в свою очередь, приводит к сокращению выбросов парниковых газов. Другим примером могут стать так называемые лесоклиматические проекты, когда благодаря комплексу мероприятий удается увеличить поглощение парниковых газов в природных экосистемах (например, повышение эффективности лесного управления, восстановление лесов и биоразнообразия на гарях и т.д.).

Появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения дает возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц. Это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов.

О законе

Отсутствие на национальном уровне законодательного урегулирования вопросов по ограничению выбросов парниковых газов сужает перспективы вхождения Российской Федерации в группы экономических, технологических и экологических лидеров на мировом и региональном уровнях и активное международное сотрудничество в этих сферах, на закрепление за страной статуса одной из лидирующих мировых держав.

Российская Федерация с 1994 года является Стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и обязана принимать «соответствующие меры по смягчению изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов и защиты и повышения качества своих поглотителей и накопителей парниковых газов» (статья 4.2(а) РКИК ООН).

Законопроектом формируется необходимая правовая основа для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов. В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом Правительства Российской Федерации.

В целях установления ответственности регулируемых организаций за непредставление или несвоевременное представление отчетов о выбросах парниковых газов, а также за представление в отчетах о выбросах парниковых газов недостоверной информации потребуется внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для устранения двойного регулирования парниковых газов (метан и гексафторид серы), включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р), законопроектом установлено, что такие парниковых газы подлежат учету в соответствии с положениями законопроекта. Исключение этих парниковых газов из указанного перечня не потребуется, поскольку действие законопроекта распространяется только на регулируемые организации (с выбросами парниковых газов более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год до 2024 года и 50 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год после 2024 года).

Кроме того, законопроектом вводится понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов» (далее — целевой показатель), который будет установлен Правительством Российской Федерации в масштабе экономики Российской Федерациис учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Правительству Российской Федерации также предоставляются полномочия устанавливать порядок оценки достижения целевого показателя с целью определения достаточности мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, а при прогнозируемом недостижении этого показателя осуществлять дополнительное регулирование экономических процессов, предусмотренное пунктом 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Законопроектом предусмотрено также право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, (проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения). Для этого будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим проектам, порядок верификации результатов климатических проектов, порядок и формы представления отчетов о реализации климатического проекта.

Важным элементом предлагаемого регулирования является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов. Появление этого механизма позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции и предоставляемых услуг, а также вовлечь в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения заинтересованные организации, что будет способствовать в целом модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий и повышению качества природных поглотителей парниковых газов, включая леса.

Законопроектом предусмотрено появление новой категории имущественных прав — углеродных единиц. Для установления особенностей налогообложения углеродных единиц потребуется внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Дальнейшим развитием данного механизма сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения после принятия законопроекта станет проведение работы на международном уровне по взаимному признанию углеродных единиц.

Предусмотренный законопроектом механизм проектной деятельности основан на российском опыте реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола к РКИК ООН (система реализации таких проектов регулировалась постановлениями Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» от 28 октября 2009 г. № 843 и от 15 сентября 2011 г. № 780). Проектной деятельностью были охвачены ключевые отрасли российской экономики, включая топливно-энергетический комплекс, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и сферу управления отходами.

Законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу Федерального закона в связи с учетом времени, необходимого для подготовки и вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, регулирующих формирование системы государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.

Источник: https://www.economy.gov.ru/, https://sozd.duma.gov.ru/, https://regulation.gov.ru/

Фото: Torg.spb.ru

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.