К вопросу обращения с медицинскими отходами

К вопросу обращения с медицинскими отходами

В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами» (далее — законопроект).

Законопроект) направлен на совершенствование регулирования системы обращения с медицинскими отходами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» медицинские отходы исключены из состава отходов производства и потребления. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обращение с медицинскими отходами осуществляется в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вместе с тем, Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и утвержденные в его исполнение СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарноэпидемиологические требования в области обращения с медицинскими отходами» содержат, в основном, требования по обращению с отходами непосредственно в медицинских и фармацевтических организациях, не регулируя, что происходит с медицинскими отходами после их передачи транспортирующей организации для дальнейшего удаления путем
обезвреживания, утилизации, захоронения.

Поскольку лишь незначительная доля медицинских отходов удаляется на специально предназначенных для этих целей объектах, основная масса медицинских отходов попадают на объекты обращения с отходами производства и потребления несмотря на то, что обращение с медотходами на указанных объектах не регламентировано законодательством.

Более того, в ряде субъектов Российской Федерации обращение с медотходами класса «А» осуществляется региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, на основе судебных решений. Так, например, в соответствии с решением Верховного суда по делу А76-32673/2020 медицинские отходы класса «А» отнесены к твердым коммунальным отходам, а образователи таких медицинских отходов обязаны заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Значительное количество медотходов, в том числе медицинских отходов классов «Б», «В» и «Г» попадают на несанкционированные свалки. Этому способствует отсутствие надлежащего контроля за транспортированием и удалением таких видов отходов, поскольку Роспотребнадзор контролирует обращение с медотходами только до передачи их транспортирующей организации, а полномочия Росприроднадзора в области контроля за обращением с отходами производства и потребления не распространяются на медицинские отходы. Так, например, если деятельность по транспортированию отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию, то для транспортирования медицинских отходов лицензий не требуется, независимо от их класса опасности. В результате такой организации системы обращения с медицинскими отходами конкурсы на вывоз медицинских отходов из медицинских учреждений часто выигрывают организации, не имеющие необходимых технических средств и квалификации. Законопроект разработан в целях устранения неопределенности, исключения неоднозначной трактовки законодательства, создания безопасной и эффективной системы обращения с медотходами. Его основные положения предусматривают:

1) формирование приоритетов государственной политики в области обеспечения безопасности обращения с медицинскими отходами, предусматривающей приоритет физического метода обеззараживания медицинских отходов над химическим методом и приоритет термического обезвреживания медицинских отходов над другими методами обезвреживания и захоронением медицинских отходов;

2) передачу медицинских отходов класса «А» региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку такие медицинские отходы подобны по составу твердым коммунальным отходам, для обращения с ними может использовать инфраструктура по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом увеличения мощностей в связи с появлением дополнительного количества отходов). В частности, использование инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами позволит к 2030 году обеспечить обработку 100% таких отходов и снизить количество захораниваемых отходов на 50%. Вместе с тем, указанные положения не распространяются на медицинские отходы классов «Б» и «В» после обеззараживания, относимые к медицинским отходам класса «А», поскольку такие отходы нецелесообразно сортировать из-за малого количества вторичных ресурсов, которые могут быть извлечены из этих отходов, и рисков заражения людей, работающих на сортировках, инфекционными и другими заболеваниями в случае ненадлежащего обеззараживания медицинских отходов;

3) передачу отдельных видов медицинских отходов класса «Г» федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности. К числу таких отходов должны относиться медицинские отходы класса «Г», которые целесообразно обезвреживать на установках, предназначенных для обезвреживания отходов производства и потребления I и II классов опасности. При этом федеральному экологическому оператору не должны передаваться медицинские отходы класса «Г», которые могут быть обезврежены, утилизированы и захоронены другими, более эффективными и дешевыми способами;

4) обращение с медицинскими отходами класса «Д» в соответствии с законодательством об обращении с радиоактивными отходами;

5) создание системы обращения с медотходами классов «Б», «В» и «Г», за исключением медицинских отходов класса «Г», передаваемых федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (далее — медицинские отходы). Обращаем внимание, что законопроектом не предусматривается создание института регионального оператора по обращению с медицинскими отходами, а планируется наделить действующих участников рынка соответствующими полномочиями. В частности, предусматривается:

  • создание реестра операторов по обращению с медицинскими отходами, ведение которого будут осуществлять субъекты Российской Федерации на основе санитарно-эпидемиологических заключений, выдаваемых Роспотребнадзором. Договоры на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами будет возможно заключить только с операторами по обращению с медицинскими отходами, включенными в указанный реестр;
  • создание реестра объектов обезвреживания, утилизации, захоронения медицинских отходов. Операторы по обращению с медицинскими отходами смогут передавать отходы только на объекты объектов обезвреживания, утилизации, захоронения медицинских отходов, включенные в указанный реестр;
  • установление требований в отношении порядка заключения договоров в области обращения с медицинскими отходами, существенных условий таких договоров, порядка формирования цен по договору и пр.;

6) создание системы учета оборота медицинских отходов. В рамках этой деятельности лица, ведущие деятельность, связанную с образованием медицинских отходов, и лица, осуществляющие обращение с медицинскими отходами, будут обязаны представлять информацию о количестве образованных, полученных, переданных медицинских отходов, действиях, совершенных с медицинскими отходами Роспотребнадзору;

7) корректировку положений законодательства о государственных закупках в части уточнения сферы применения норм о закупке товаров, работ и услуг у единого поставщика и законодательства в области охраны здоровья граждан в части уточнения применяемой терминологии и ссылок на законодательство, регулирующее вопросы обращения с медицинскими отходами;

8) переходные положения, определяющие, в том числе, порядок и сроки передачи региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами функций по обращению с медицинскими отходами класса «А», сроки перехода к новой системе обращения с медицинскими отходами классов «Б», «В» и «Г» (отдельными видами).

Создание описанной системы позволит наладить учет в области обращения с медицинскими отходами, определить потребности в инфраструктуре для удаления медицинских отходов и сформироватьмеханизмы по созданию такой инфраструктуры, наладить контроль при транспортировании и удалении медицинских отходов, оптимизировать расходы на обращение с медотходами.

Источник: sozd.duma.gov.ru

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.