Об охране озера Байкал

Об охране озера Байкал Комплексная система обра щения с ТКО на БайкалеБурятии более 5 млрд рублей

В комитете Государственной Думы по экологиик находится проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал».

Этот законопроект направлен на решение вопросов, касающихся экологической безопасности и социального развития Иркутской области и Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории:

  • строительство селезащитных сооружений в Слюдянском районе Иркутской области в целях обеспечения селебезопасности в районе карт-шламонакопителей бывшего ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»;
  • реализацию санитарно-оздоровительных мероприятий для выполнения мер санитарной безопасности в лесах в виде проведения сплошных рубок погибших и поврежденных лесных насаждений на землях лесного фонда на территории Иркутской области и Республики Бурятия;
  • установление границ населенных пунктов в муниципальных районах на территории Иркутской области и Республики Бурятия в соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 августа 2017 г. № Пр-1602 по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории;
  • организацию и создание мест погребения в связи с исчерпанием возможностей действующих кладбищ в населенных пунктах муниципальных районов на территории Иркутской области и Республики Бурятия.

Строительство селезащитных сооружений в Слюдянском районе Иркутской области в целях обеспечения селебезопасности в районе карт-шламонакопителей бывшего ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»

В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах по общему правилу допускаются сплошные рубки деревьев, кустарников и лиан в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ввода в эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений и линейных объектов. Также статьей 21 Лесного кодекса предусматривается исключение из запрета на сплошные рубки для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Вместе с тем Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. В частности, подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ) установлен специальный запрет на сплошные рубки лесов независимо от цели, места и объема проведения данных мероприятий.

Слюдянский район Иркутской области, расположенный в ЦЭЗ БПТ, является зоной сейсмической опасности и высокого риска схода селевых потоков. На территории Слюдянского района, население которого составляет 40 тысяч человек, в узкой прибрежной полосе озера Байкал и на конусах выноса, в долинах селеопасных рек расположены, в том числе, города Слюдянка и Байкальск, а также большинство других населенных пунктов муниципального образования, туристические базы, территория бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, Восточно-Сибирская железная дорога, федеральная автодорога Р-258 «Байкал», линии электропередач и другие ключевые инфраструктурные объекты, имеющие общефедеральное значение и требующие соответствующей защиты.

При проработке Правительством Иркутской области вопроса реконструкции 9 селезащитных сооружений общей протяженностью около 23 км в 3 муниципальных образованиях Слюдянского района Иркутской области установлено, что на 5 водных объектах (реки Большая Осиновка, Малая Осиновка, Безымянная, Утулик, Харлахта) для эффективного проведения указанных мероприятий требуется проведение сплошных рубок на землях лесного фонда. В соответствии с представленными расчетами и проектно-сметной документацией сплошные рубки должны коснуться леса площадью 9,84 га и объемом 1027,26 м3, которые коснутся 1961 дерева, в том числе, 1212 осин и 497 берез. Данные мероприятия необходимы, в том числе, для предотвращения рисков нанесения непоправимого вреда озеру Байкал вследствие воздействия на него накопленного экологического ущерба на картах Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Из-за угрозы схода селей периодически происходят мероприятия по эвакуации населения. Только в июне 2022 г. в результате неоднократных оползней в Слюдянском районе Иркутской области перекрывалось и ограничивалось движение на федеральной автодороге Р-258 «Байкал», являющейся единственной связующей артерией между западом и востоком страны.

В соответствии со статьей 44 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки используются для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с водным законодательством. Статьей 671 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено понятие инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, включающее в себя, в том числе, строительство сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов. В Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями, в том числе, понимаются, сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» допускается в центральной экологической зоне Байкальской природной территории строительство и реконструкция селезащитных и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна, ограждающих хранилища жидких отходов и (или) предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 631 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации обязательного проведения лесовосстановительных мероприятий при реализации настоящего законопроекта не потребуется.

Учитывая изложенное, в рамках общего регулирования лесного, водного и иного законодательства в статью 251 Федерального закона № 94-ФЗ, являющегося специальным актом по отношению к перечисленным выше, предлагается внести исключение, позволяющее провести необходимые природоохранные мероприятия для предотвращения вреда уникальной экологической системе озера Байкал, а также в целом экономического ущерба объектам социальной инфраструктуры с проведением ограниченного объема сплошных рубок в строго определенных местах на указанных географических объектах.

Реализация санитарно-оздоровительных мероприятий для выполнения мер санитарной безопасности в лесах в виде проведения сплошных рубок погибших и поврежденных лесных насаждений на землях лесного фонда на территории Иркутской области и Республики Бурятия

Наличие предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ запрета на сплошные рубки, приводит к постепенному накоплению погибших насаждений в ЦЭЗ БПТ. Площадь погибших и поврежденных лесных насаждений в границах лесничеств, расположенных в ЦЭЗ БПТ по состоянию на 2021 г. составила 64,7 тыс. га., в том числе площадь погибших лесных насаждений – 30,5 тыс. га.

По данным Сибирского института физиологии и биохимии растений Сибирского отделения РАН на протяжении последних лет наблюдается устойчивое ухудшение санитарного состояния темнохвойных лесов Южного Прибайкалья в Иркутской области и Республике Бурятия. Установлено, что в очагах, где в прежние годы шло активное развитие бактериальных болезней, свежий сухостой и выпавшие деревья составляют 65-70%, а здоровые деревья отсутствуют. По данным проведенных исследований на территории, погибшие деревья могут составлять 30% древостоя и более, деревья с повреждением кроны 5-10% составляют 7%-10%, с повреждением кроны 11-40% до 25% и до 40% древостоя составляют деревья с повреждением кроны более чем на 40%. Это характерно не только для кедра, но и в равной степени для пихты. Погибшие деревья затем активно заселяются стволовыми вредителями. Таким образом, можно уверенно говорить о распаде кедрово-пихтовых древостоев в среднегорном поясе Хамар-Дабана на всем его протяжении. Как следствие, интенсивность естественного лесовосстановления в поврежденных кедрачах резко снизилась.

Развитие двух серьезных угроз, таких как произошедшая эпидемическая вспышка бактериальной водянки и начавшаяся инвазия уссурийского полиграфа, в корне меняет лесопатологическую ситуацию – под угрозой оказывается существование темнохвойных лесов Южного Прибайкалья, как экосистемы. Практически все темнохвойные леса Хамар-Дабана в ближайшие пять лет могут быть существенным образом повреждены, а пожароопасная ситуация стать чрезвычайной.

Погибшие и поврежденные в результате лесных пожаров насаждения требуют незамедлительного первоочередного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и прежде всего сплошных санитарных рубок, необходимых для дальнейшего воспроизводства лесов на данных участках.

Учитывая изложенное, в рамках общего регулирования лесного законодательства в подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ, являющегося специальным актом по отношению к Лесному кодексу Российской Федерации, предлагается внести исключение, позволяющее провести необходимые мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, включая санитарные рубки.

Установление границ населенных пунктов в муниципальных районах на территории Иркутской области и Республики Бурятия в соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 августа 2017 г. № Пр-1602 по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории

В соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 августа 2017 г. № Пр-1602 по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории необходимо установить границы населённых пунктов, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в границах ЦЭЗ БПТ, в пределах фактически занятой ими территории.

Правительством Иркутской области и Правительством Республики Бурятия совместно с заинтересованными органами власти и представителями органов местного самоуправления на протяжении нескольких лет проводится коллегиальная работа по устранению пересечений границ земель населенных пунктов и земель лесного фонда в границах ЦЭЗ БПТ, население которой всего в 159 населенных пунктах составляет порядка 130 тысяч человек. Вместе с тем, исходя из установленных на практике данных, завершить данную работу без изменения законодательства возможным не представляется.

В этой связи для реализации пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 августа 2017 г. № Пр-1602 требуется внести изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ, касающиеся перевода земель из одной категории в другую, предусматривающие соответствующие законодательные исключения. В целях нивелирования потенциальных экологических рисков необоснованного расширения территорий населенных пунктов на земли лесного фонда законопроектом предусматривается применение комиссионной процедуры, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, при этом действие данных законодательных норм предлагается ограничить по времени.

Учитывая изложенное, статью 251 Федерального закона № 94-ФЗ предлагается дополнить соответствующими нормами.

Организация и создание мест погребения в связи с исчерпанием возможностей действующих кладбищ в населенных пунктах муниципальных районов на территории Иркутской области и Республики Бурятия

Одной из самых назревших социально-экономических проблем в Иркутской области и Республике Бурятия в границах ЦЭЗ БПТ является размещение мест захоронения. Во многих населенных пунктах свободные территории для организации кладбищ в соответствии с установленным порядком отсутствуют.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. В настоящее время, когда с одной стороны от кладбищ расположено озеро Байкал, а с другой стороны – леса, относящиеся к категории защитных, решение данного вопроса без изменения Федерального закона № 94-ФЗ невозможно. Сложности с расширением кладбищ имеют порядка 20% населенных пунктов Иркутской области и Республики Бурятия, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ.

Учитывая изложенное, статью 251 Федерального закона № 94-ФЗ предлагается дополнить соответствующими нормами. Действие данных законодательных норм также предлагается ограничить по времени.

Источник: sozd.duma.gov.ru

Фото: Nadezhda Moryak с сайта pexels.com

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.