Предновогодние законы

В декабре 2023 года Государственная дума активно работала над изменением экологического законодательства.

В декабре 2023 года Государственная дума активно работала над изменением экологического законодательства.

Новое в региональной геологоразведке, свободный оборот поисковых лицензий и оценка прогнозных ресурсов

Депутаты Госдумы России в третьем, окончательном чтении единогласно поддержали изменения в закон «О недрах», разработанные Минприроды по поручениям президента страны. Они наделяют частные компании правом заниматься региональными (ранними) этапами геологоразведочных работ и передавать свои поисковые лицензии. При этом Роснедра наделяются полномочиями оценивать прогнозные ресурсы месторождений, разведкой которых занимался бизнес.

Сегодня ранними этапами геологоразведки занимается и финансирует государство. Федеральный центр традиционно берет на себя одну из самых сложных задач – первичный поиск полезных ископаемых, выявление перспективных площадей, где можно вести добычу в промышленных масштабах. Поэтому допускать к нему будут только российские компании с опытом работы не менее пяти лет, у которых нет случаев досрочного прекращения права пользования недрами в течение двух последних лет.

«В итоге мы рассчитываем на ежегодный прирост региональной геологической изученности страны в два раза: с ежегодны 0,7 до 1,5%, а также на увеличение инвестиций в геологоразведку. И если сейчас в год открывается порядка сорока перспективных объектов, то будет около ста», – прокомментировал глава Минприроды России Александр Козлов.

Контроль за ранними этапами геологоразведки остаётся за государством: будет утверждён порядок, определяющий совместное проведение этих работ Роснедрами и частными инвесторами.

Вводится свободный оборот поисковых лицензий: компании смогут заключать сделки без привязки к имущественным или корпоративным связям между инвестором и пользователем недр. На данный момент передать такую лицензию можно только с самой компанией, и из-за этого крупные добычные производства вынуждены покупать мелкие юридических лиц.

Спекуляции исключаются, потому что продать поисковую лицензию можно только при отсутствии досрочного прекращения права пользования по иным лицензиям за последние два года, а также к ней прикладывается вся утвержденная документация на геологоразведку и геологическая информация на участок.

Законопроект также предусматривает сокращение до 10 рабочих дней сроков проведения аукционов на участки местного значения от даты объявления до самих торгов. Благодаря этому месторождения общераспространённых полезных ископаемых быстрее будут вводиться в экономику: песок и щебень являются основой для строительства автомобильных и железных дорог.

Другой законопроект, разработанный Минприроды России, наделяет Роснедра полномочиями проводить оценку прогнозных ресурсов минерального сырья, разведкой которого занимались частные компании. На данный момент агентство не может перепроверить и апробировать эти данные. Поправки в закон «О недрах» изменят такую ситуацию.

Документ уточняет состав плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Сейчас это пользователь недр, который образовал «вскрышу» и не использует её. После вступления в силу изменений в законодательство платить за негативное воздействие обязаны лица, которым эта «вскрыша» передана, но не вовлекается во вторичный оборот.

Напомним, с 1 сентября 2023 года начали действовать изменения в закон «О недрах», благодаря которым из отходов недропользования можно извлекать полезные ископаемые или компоненты, например, молибден, медь или никель без получения отдельной лицензии, а также использовать их для ликвидации и консервации горных выработок, рекультивации земель, строительства и других нужд. Если отходы вовлекаются во вторичный оборот, то плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о совершенствовании государственной экологической экспертизы

Государственная Дума одобрила в третьем чтении законопроект о внесении изменений в закон «Об экологической экспертизе» и иные законодательные акты, подготовленный Минприроды России и доработанный совместно с депутатами.

Законопроект оптимизирует процедуры экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и общественных обсуждений. Также будет сужен круг объектов экологической экспертизы и сокращён срок её проведения для некоторых из них.

«Одна из основных проблем процедуры экологической экспертизы — необходимость её повторного проведения в случае внесения любых изменений в документацию, уже получившую положительное заключение. Законопроектом эта проблема решена. Повторная экспертиза будет проводиться лишь в случаях, если изменения в проекте могут усилить воздействие на окружающую среду», — отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии России Мурад Керимов.

Экспертизу проектов «нового» строительства на действующих объектах предлагается проводить только в случае, если реализация нового проекта приведёт к увеличению экологической нагрузки.

Сейчас экспертизе также подлежат проекты технической документации на новые технологии и технику, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. При этом критерии новизны отсутствуют, и экспертизе фактически подлежат любые технологии и техника. Законопроектом предусмотрена экспертиза в отношении технологий, впервые внедряемых с 1 сентября 2025 года и которые будут соответствовать определённым правительством критериям и областям применения. В отношении техники экспертиза проводиться не будет.

«Вместо «непонятного» объекта экспертизы «проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды» указываются конкретные документы. На федеральном уровне к ним относятся проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов, документы, определяющие общий допустимый улов водных биологических ресурсов. На региональном уровне перечень таких документов определит регион», — уточнил Мурад Керимов.

С учётом плана реализации национальной программы развития Дальнего Востока, из объектов экспертизы исключены проекты пастбищной марикультуры, которые реализуются вне границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон. Речь идёт о разведении и выращивании морских водных организмов без использования кормов и технических средств. Для таких проектов срок проведения экспертизы сокращен с 42 до 20 рабочих дней.

Для удобства процедуры законодательно закреплена возможность проведения общественных обсуждений в дистанционном формате.

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.