Достижение чистого нуля выбросов углерода

чистого нуля выбросов

Меры по борьбе с изменением климата набирают обороты. После Парижского соглашения 2015 года страны активизировали действия в области климата, и многие из них обязались достичь чистого нуля выбросов CO2 к 2050 году.

Это возможно только за счет полного удаления из атмосферы любых дополнительных выбросов углерода.

В аналитической записке международного валютного фонда (IMF) для саммита G20 по климатической политике подробно описывается политика и, что особенно важно, объем инвестиций, необходимых в течение следующих 5-10 лет, для достижения чистого нуля выбросов CO2 к 2050 году. Стратегия состоит из трех основных блоков:

  • ценообразование на выбросы углерода;
  • план зеленых инвестиций;
  • меры по справедливому переходу к низкоуглеродной экономике.

Цена на углерод

Только зеленые инвестиции и технические инновации в области декарбонизации вряд ли позволят достичь чистого нуля выбросов CO2 к середине века. Увеличение генерации и поставок чистой энергии, как правило, приводит к снижению ее стоимости и не оказывает необходимого стимулирующего эффекта на энергоэффективность, что затрудняет достижение целевых показателей по снижению выбросов CO2. Ценообразование на углерод является ключевым элементом стратегии декарбонизации. Повышая стоимость высокоуглеродистой энергии, цена на углерод стимулирует переход на более чистые виды топлива и повышение энергоэффективности.

Анализ показывает, что затягивание введения цен на углерод на 10 лет, скорее всего, приведет к тому, что целевой показатель по декарбонизации к середине века не будет достигнут. Такая задержка, по сравнению с быстрым введением цен на углерод, приведет возможно к необратимому ущербу для климата и экономики. По мнению IMF необходимо соглашение о минимальных ценах на углерод между ключевыми странами, ответственными за выбросы, которое должно обеспечивать дифференцированное ценообразование в зависимости от уровня развития стран. Это могло бы способствовать устранению опасений снижения конкурентоспособности в энергоемких секторах экономики многих стран.

Зеленые инвестиции

Зеленые инвестиции имеют решающее значение для обеспечения перехода к низкоуглеродной экономике. Радикальное преобразование энергетической системы потребует увеличения инвестиций для финансирования перехода от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии, а также для создания интеллектуальных электрических сетей, мер по повышению энергоэффективности и электрификации в таких секторах, как транспорт, недвижимость и промышленность. В переходный период потребуются крупные инвестиции. Например, человек, желающий купить новый автомобиль, может быть более готов приобрести электромобиль, а не автомобиль, работающий на бензине, если зарядные станции для электромобилей будут более доступны.

Инвестиции в НИОКР также являются ключевыми. Для того, чтобы осуществить переход к чистому нулю, потребуется дальнейший технологический прогресс в области низкоуглеродных технологий.

Хотя сокращение выбросов CO2 может сопровождаться более высокими первоначальными инвестициями, связанными с созданием новой инфраструктуры, это приводит к снижению текущих затрат. Например, установка солнечных панелей для питания водяного насоса в сельской местности изначально сопряжена с новыми затратами, но солнечная энергия бесплатна. Инвестиции в повышение энергоэффективности идут по аналогичному пути. В результате инвестиции имеют экстремальный характер, с увеличением в ближайшие 20 лет и снижением до текущих уровней в дальнейшем.

Потребность в государственных инвестициях для перехода к зеленой энергетике (в процентах от ВВП)
Источник: IMF

По оценкам, в следующем десятилетии для смягчения последствий изменения климата потребуются дополнительные 6-10 триллионов долларов глобальных инвестиций, как государственных, так и частных. Это составляет в совокупности 6-10 процентов годового мирового ВВП.

Согласно данным Международного энергетического агентства, ожидается, что около 30 процентов дополнительных инвестиций в среднем по всему миру будут поступать из государственных источников — это совокупные 2 — 3 процента годового ВВП за десятилетие с 2021 по 2030 год. Остальные 70 процентов будут частными.

Бюджетные пакеты от правительств для поддержки восстановления после пандемии COVID-19 — это уникальная возможность инвестировать в переход к низкоуглеродной экономике. И по мере того, как мы выходим за рамки восстановления, правительствам также следует перейти к более всеобъемлющей системе “зеленого” бюджета.

Правительства также могут помочь мобилизовать капитал из частного сектора, улучшая инвестиционный климат, помогая создавать каналы финансирования проектов и эффективно используя международное государственное финансирование для снижения предполагаемых рисков. Политика финансового сектора, такая как требование раскрытия информации о рисках, связанных с климатом, и установление общей таксономии того, что представляют собой зеленые и коричневые активы, также будет иметь решающее значение для направления финансовых потоков в устойчивые инвестиции.

Справедливый переход к низкоуглеродной экономике

Справедливый переход имеет как внутреннее, так и международное измерение. Что касается внутренней стороны, правительствам необходимы меры, чтобы помочь домашним хозяйствам, которые испытывают трудности с оплатой более высоких затрат на электроэнергию. Эти меры должны распространяться на людей и трудовые коллективы, средства к существованию которых зависят от высокоуглеродистых секторов экономики. В международном плане финансовая поддержка будет необходима развивающимся странам, которые, как ожидается, понесут большие расходы в переходный период, но не имеют достаточных средств для этого.

Основные страны, ответственные за выбросы углерода, такие как Китай, ЕС, Япония, Корея и США, взяли на себя обязательства достичь чистого нуля выбросов CO2 к середине века. Это позволит сократить значительную долю глобальных выбросов, но также предоставит технологические и политические решения, которые облегчат и сделают более доступной декарбонизацию для других стран.

Инвестиции в сокращение выбросов в развивающихся странах — позволят более равномерно распределить бремя и помогут глобальной экономике достичь чистого нуля выбросов.

Источник: IMF

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.