Экологическая политика Донбасса — гармонизация с РФ

Экологическая политика Донбасса - гармонизация с РФ

Много ли мы знаем о различных сторонах жизни Донбасса? Конечно, кое-что знаем. Но есть темы, которые уходят на второй план по сравнению с восьмилетней гражданской войной.

Одной из таких тем является экологическая ситуация в регионе, а также экологическая политика и природоохранная деятельность его администрации.

Для того, чтобы разобраться с ситуацией, Деловой экологический журнал обратился с просьбой дать интервью к председателю Государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики Кишканю Роману Владимировичу.

Председатель Государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики Кишкань Роман Владимирович

ДЭЖ: Роман Владимирович, как вы оцениваете экологическую ситуацию в ДНР: загрязнение воздуха, воды, состояние лесов…?

Р. Кишкань: Хотелось бы начать с плаката 1921 года на котором написано: «Донбасс – сердце России». Все те проблемы, которые накапливались годами в России, сейчас актуальны и для Донбасса.

В настоящее время экологическая ситуация в республике характеризуется как напряженная, но контролируемая. Однако, ситуация усугубляется еще и влиянием боевых действий на территории республики, которые повлекли за собой физическое повреждение природных ландшафтов, химическое загрязнение почв и грунтовых вод и нанесли значительный урон особо охраняемым природным территориям республики. Достаточно сказать, что известный разрушенный монумент «Саур-Могила» находится на особо охраняемой природной территории.

Саур-Могила — воронка авиабомбы

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ.

В 2020 году количество выбросов вредных веществ в атмосферный воздух составило 471,2 тыс. т. В целом, за последние 4 года уровень загрязнения атмосферы снизился. Наиболее высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха характерны для городов Донецк и Макеевка. Экстремально высоких и высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в Донецкой Народной Республике в течение 2020 года не наблюдалось.

Основные проблемы в сфере охраны атмосферного воздуха: морально устаревшее и физически изношенное технологическое и пылегазоочистное оборудование, использование угля промышленными и коммунальными предприятиями в качестве основного источника энергии, недостаточная оснащенность источников выбросов загрязняющих веществ пылегазоочистным оборудованием и низкая его эффективность.

Если говорить о водных ресурсах, то объем сброшенных сточных вод в 2020 году составил свыше 260 тыс. м3. Основные проблемы в сфере охраны водных ресурсов: морально устаревшие и физически изношенные очистные сооружения, негативные последствия эксплуатации и закрытия шахт, недостаточное внедрение оборотных систем водоснабжения на предприятиях, заиленность малых рек и водоемов.

Для недопущения загрязнения водных объектов проводится очистка сбрасываемых сточных вод. Применяемые методы очистки позволяют снизить концентрации загрязняющих веществ при сбросе стоков в водные объекты.

Леса в республике имеют в основном экологическое значение и ограничены в использовании. Практически все леса в Донецкой Народной Республике искусственно созданы и требуют постоянного ухода. Природная степная растительность сохранилась, главным образом, на заповедных участках и в байрачных лесах. Значительная площадь лесов представлена твердолиственными древесными породами (дуб, ясень, клен, акация, груша), частично мягколиственными (тополь, ива), имеется определенное количество искусственно созданных хвойных насаждений, представленных сосной крымской и сосной обыкновенной. Средний возраст древостоев составляет около 70 лет.

Лесистость территории Донецкой Народной Республики, то есть отношение покрытой лесной растительностью площади к общей площади земель, в 2020 году составила 7,8 %.

В Донецкой Народной Республике проводятся работы по воссозданию лесов путем лесоразведения, восстановления лесов, работы по дополнению лесных культур и плантаций, санитарно-оздоровительные мероприятия.

ДЭЖ: Назовите самые острые экологические проблемы, решение которых является приоритетным для Республики, что планируется сделать для снятия этих проблем, хватает ли собственных сил и ресурсов, какая помощь нужна со стороны России?

Р. Кишкань: Экологических проблем немало. Я назову 2 наиболее рельефные.

У нас есть Горловский химический завод. Он был ликвидирован еще в украинское время. Территория не рекультивирована, имеется факт постоянного загрязнения верховий реки Садки (правый приток Крынки) ливневыми водами с территории завода. В отобранных пробах воды регулярно отмечаются превышения норм по фенолу и ряду других загрязнителей. В 1989 году на заводе произошла авария с утечкой мононитрохлорбензола («кровяного яда»), три человека погибли, несколько десятков госпитализированы. Зараженный грунт был помещен в могильник рядом с заводом со сроком эксплуатации 10 лет. На сегодня видимых повреждений могильника нет, однако, нет и никакой информации о состоянии содержимого могильника. Необходима помощь РФ в проведении анализов проб из могильника для того, чтобы оценить опасность этих отходов и принять решение по дальнейшим действиям. Угроза заключается в возможном разрушении могильника и попадании захороненных отходов в окружающую среду. В республике нет аттестованных на этот загрязнитель лабораторий. Необходимо также санировать территорию самого завода. Без помощи РФ выполнить эти мероприятия будет невозможно.

И еще одна общая проблема — это отсутствие полигонов для размещения или производственных мощностей для переработки отходов 1-3 класса опасности. Эти отходы (ртутные лампы, отработанные моторные масла, отработанные аккумуляторы, автошины и пр.) размещаются сегодня на территории предприятий. Появившиеся первые предприятия по сбору и переработке таких отходов пока не решают общую проблему обращения с опасными отходами. Необходимо, по аналогии с имеющейся практикой в РФ, существенно изменить действующую систему обращения с отходами, включая усовершенствование законодательства, создание территориальных схем обращения с отходами, определение регионального оператора, строительство новых мощностей по переработке отходов, внедрение утилизационного сбора и т.д. Сегодня нами подготовлена концепция обращения с отходами в республике, опирающаяся на такие нововведения, в данный момент она находится на рассмотрении в правительстве.  

ДЭЖ: Как обстоят дела с водными ресурсами? Возможно ли создание автономной системы водоснабжения, не связанной с подконтрольной Украине территорией? Если да, то планируется ли ее создание?

Р. Кишкань: 94% питьевой воды республика получает из канала «Северский Донец-Донбасс». Заменить этот объем подземными источниками невозможно. Правильнее было бы восстановить территорию ДНР в пределах бывшей Донецкой области, незаконно удерживаемой ВСУ.  

В части обеспеченности водными ресурсами Донбасс считается малообеспеченным регионом. Водообеспеченность местным природным речным стоком на 1 жителя республики составляет около 150 м3 в год, для сравнения в Российской Федерации данная цифра составляет более 20 тыс. м3.

Вода, забираемая из водных объектов, используется на хозяйственно-питьевые, производственные, сельскохозяйственные и другие нужды. Объем используемой воды на хозяйственно-питьевые нужды составляет порядка 42 %, а на производственные – 37 %. Основными потребителями воды являются металлургическая и коксохимическая промышленность, а также теплоэлектростанции.

Грабовское водохранилище Шахтерский район

Общий объем потребляемой воды около 774 млн м3, в том числе, предприятиями металлургической промышленности – порядка 20 млн м3.

Качество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным санитарным требованиям к водным объектам культурно-бытового назначения по таким показателям как минерализация, содержание сульфатов. Наиболее низкая минерализация отмечена в природных источниках северной части республики. В то же время в источниках южной части наблюдается превышение уровня минерализации вод в 4 раза и более.

ДЭЖ: Какова в ДНР нормативная база по охране окружающей среды?

Р. Кишкань: В этом году Комитет экополитики отмечает 5 лет с момента своего создания. За это время мы разработали более 200 нормативно-правовых актов природоохранной направленности.

Следует отметить, что в основном законе государства – Конституции Донецкой Народной Республики закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также задекларировано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа.

Главный законотворческий приоритет сегодня – гармонизация с РФ. Исходя из этого, законодательство Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов состоит из законов, основными из которых являются Законы ДНР «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе». Экологические аспекты также представлены в Водном кодексе ДНР, в Законах «О таможенном регулировании», «О налоговой системе», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и прочих.

Во исполнение норм права, отраженных в вышеуказанных законах, приняты более 100 подзаконных нормативных правовых актов (Указы Главы ДНР, Постановления и Распоряжения Правительства ДНР, Приказы Госкомэкополитики при Главе ДНР).

Работа по совершенствованию природоохранного законодательства ведется постоянно. Здесь мы сотрудничаем с комитетом Народного Совета по природопользованию, экологии, недрам и природным ресурсам и другими комитетами, иными органами исполнительной власти. Данная работа ведется в рамках курса на гармонизацию с законодательством РФ и направлена, помимо прочего, на снижение бюрократической нагрузки на субъектов хозяйствования при условии сохранения должного уровня контроля их деятельности с целью недопущения нанесения вреда окружающей среде.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что ряд положений, предложенных нами в уже вступивших в законную силу нормативных правовых актах, применяются на территории ДНР впервые. Это наиболее ярко отражено в регуляторной деятельности, где продлен срок действия ряда основных разрешительных документов в сфере обращения с отходами и сфере охраны атмосферного воздуха, сужен круг субъектов хозяйствования, которым необходимо их иметь, изменены подходы к нормированию, уже успешно применяющиеся на территории РФ.

В 2022 году данная работа будет продолжена. Так, например, в связи с выходом Закона ДНР «Об экологической экспертизе» в новой редакции, принципиально отличающейся от предыдущей, нами будет разработан ряд подзаконных нормативных правовых актов и подан на утверждение в установленном законодательством порядке.

Кроме того, продолжается работа над проектами Законов ДНР «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об отходах производства и потребления» в новой редакции.

ДЭЖ: Какая в ДНР предусмотрена ответственность за экологические правонарушения? Какова правоприменительная практика? 

Р. Кишкань: Действующим законодательством Донецкой Народной Республики за экологические правонарушения предусматривается уголовная и административная ответственность.

Специалисты Комитета при установлении факта нарушения требований природоохранного законодательства привлекают нарушителей к административной ответственности. Привлечение осуществляется на основании требований действующего в ДНР Кодекса об административных правонарушениях Украины и требований ст.34 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране атмосферного воздуха».

По результатам проведённых в 2021 году проверок, по выявленным нарушениям природоохранного законодательства, составлено 300 административных протоколов. Сумма наложенных административных штрафов составила более 520 тыс. рублей, взыскано – 452 тыс. рублей.

По материалам расчётов ущербов предъявлены претензии на сумму 224 тыс. рублей, из них в добровольном порядке признано и оплачено 168 тыс. рублей.

Сумма ущерба, причинённого республике вследствие нарушения требований природоохранного законодательства, составила 18 млн 226 тыс. рублей, взыскано – 1 млн 647 тыс. рублей.

ДЭЖ: Как обстоят дела с вывозом, хранением и переработкой отходов (коммунальных и промышленных), насколько остра проблема мусорных свалок, каковы платежи населения, есть ли сортировка и переработка отходов, какова обеспеченность мусоровозами, каково их техническое состояние?

Р. Кишкань: Нагрузка на окружающую среду в части образования и размещения отходов довольно высокая. В первую очередь это связано с большим количеством промышленных предприятий (угледобывающих и углеперерабатывающих, металлургических, энергогенерирующих и пр.), в процессе деятельности которых образуется огромное количество промышленных отходов.

Следует отметить, что до 2014 года на территории Донецкой области было накоплено до 30 % всех промышленных отходов государства Украина, ежегодно образовывалось до 15 % опасных промышленных отходов I-III классов опасности. Из-за этого на территории республики находится огромное количество объектов размещения промышленных отходов. Взять, например, породные отвалы. По результатам картографической инвентаризации, которая была проведена нашим комитетом в 2018-2019 годах было выявлено наличие на территории республики 589 породных отвалов (около 1,5 млрд. тонн породы).

Ежегодно в Донецкой Народной Республике образуется более 5 млн. тонн отходов, в том числе твердых коммунальных отходов около 700 тыс. тонн.

Основная доля в общем количестве образованных отходов приходится на отходы IV класса опасности: в 2020 году количество таких отходов составило 99,97 % от общего объема.

Возможно, вы обратили внимание, что отходы V класса не указаны совсем. Это связано с проблемой лабораторного подтверждения V класса опасности отходов, которая на сегодняшний день в республике, к сожалению, не решена, поэтому эти отходы относятся по документам к IV классу опасности (установление кратности разведения водной вытяжки из отходов, при которой негативное воздействие на гидробиоты отсутствует).

Если говорить об утилизации и переработке отходов, то в эти процесыс вовлечены, по большей части, следующие виды отходов: отходы упаковки из бумаги, отходы минеральных масел, шины, вскрышная пустая порода при проходке стволов шахт добычи угля, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы, опилки и стружка натуральной чистой древесины и т.п.

Всего на территории Донецкой Народной Республики имеется 23 действующих полигона ТКО. Средняя заполненость полигонов составляет более 70%, ряд из них уже практически достиг проектных мощностей, ряд ожидает эта участь в ближайшие несколько лет, что требует решения вопроса строительства новых полигонов или расширения существующих.

Кроме того, существующие полигоны практически не отвечают современным санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. Однако мероприятия по строительству новых полигонов, расширению и приведению к действующим экологическим и санитарным требованиям существующих полигонов требуют значительных финансовых затрат, которых пока недостаточно.

Всего в республике услуги по сбору, вывозу и размещению ТКО осуществляют 33 предприятия, из них 28 коммунальные.

Уровень тарифов на услуги по вывозу и удалению отходов рассчитывается дифференцированно для 3-х групп потребителей: населения, бюджетных организаций и прочих потребителей.

Тарифы и нормы в сфере обращения с отходами утверждаются распоряжениями глав администраций городов и районов ДНР. Для населения и бюджетных организаций оплата услуг осуществляется по нормам образования и накопления ТКО, и составляет от 25 до 40 рублей в месяц с человека.

Действующие тарифы для населения Донецкой Народной Республики в условиях постоянного повышения цен на горюче-смазочные материалы, как правило при необъективных или заниженных нормах потребления, не возмещают фактических затрат по вывозу отходов, особенно в малонаселенных районах либо там, где значительная часть жителей частного сектора не заключает договоры на вывоз ТКО. Для примера, средняя стоимость вывоза ТКО в г. Донецке составляет около 200 рублей/м3, при нормативах образования отходов в год 2,04-2,38 м3 для многоквартирных и частных домов, и 3,15 м3 для домов с приусадебным участком. Этот фактор также влияет на невозможность накопления средств субъектами, эксплуатирующими полигоны ТКО, для приведения полигонов в соответствие с экологическими и санитарными требованиями.

Уровень и качество сбора ТКО по городам Республики отличается, так как зависит от наличия мусороуборочной техники и её технического состояния. Общая численность населения Донецкой Народной Республики составляет около 2 300 000 человек и для полноценного охвата услугами в сфере сбора и транспортировки ТКО необходимо 480 мусоровозов с минимальным объемом 7,5 м3.

РФ регулярно помогает с этой проблемой в рамках гуманитарной помощи, но пока фактически на территории республики услуги по сбору и транспортировке ТКО осуществляют 275 мусоровозов, из которых 95 единиц находятся в ремонте и временно не эксплуатируются.

ДЭЖ: Как обстоят дела с национальным парком «Меотида», часть которого располагается на территории ДНР? Можно ли вообще сейчас говорить об особом статусе этой территории?

Р. Кишкань: А что мешает так говорить? В «Меотиде» есть специализированная дирекция, штат из 74 сотрудников, которые полностью обеспечивают соблюдение природоохранного законодательства на этом объекте. Всего в республике 47 особо охраняемых природных территорий, 7 из которых созданы в 2020-2021 годах.


Половецкое изваяние в Хомутовской степи

Площадь природно-заповедного фонда сегодня составляет 3,5% от территории республики. В прошлом году мы отметили 95-летие одного из старейших заповедников «Хомутовская степь» — в течение всего года проводились мероприятия, посвященные этому событию, был создан оргкомитет под председательством Главы ДНР. Провели научно-практическую конференцию с международным участием «Стратегия и тактика заповедного дела в индустриальных регионах», сняли документальный фильм «Там, где я родился, там моя земля», провели множество лекций и уроков, выставки фото и живописных работ. В парк «Меотида» входит Кривая коса (между Новоазовском и Седово), на которой в военные годы, начиная с 2017г, гнездится кудрявый пеликан – глобально уязвимый вид, внесенный в красные книги всех уровней.


Синяя гора, ландшафтный парк «Донецкий кряж»

ДЭЖ: Что вы можете сказать об экологическом бизнесе в ДНР, видите ли вы серьезные перспективы развития этого направления?

Р. Кишкань: Я считаю, что вопрос взаимодействия экологии и экономики шире, чем развитие только экологического бизнеса. Здесь, в республике, нам нужны мероприятия, на которых бы поднимались такие вопросы.

Бизнес, а зачастую и управленческие структуры, экологию традиционно противопоставляют экономике, мол, экологи сдерживают развитие территории надуманными ограничениями. Чтобы понять несостоятельность такой оценки, достаточно обратить внимание на популярную в последние годы практику в РФ, когда крупнейшие госкорпорации (Газпром, Росатом, Роснефть) участвуют в экологических программах и заботятся об экологическом имидже. Когда реализуется нацпроект «Экология», когда выделяются большие средства на развитие новых особо охраняемых природных территорий.

Мы приближаемся к моменту, когда нужно будет приступать к восстановлению разрушенной экономики на территории всего Донбасса, формулировать стратегические задачи, привлекать инвестиции под современные производства.

Вопрос специфический, нужно говорить о внедрении наилучших доступных технологий, об экологических последствиях принимаемых экономических решений, о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с РФ, о разработке стратегий развития в отрасли, о том, что грамотная экологическая политика способствует, а не противостоит экономике, повышает конкурентоспособность продукции и т.д.

Нужно также начинать говорить об устойчивом экологически сбалансированном развитии, рациональных с экологической точки зрения экономических проектах. Например, развитие системы общественного транспорта, планировочные решения в городах.

Что касается собственно развития экологического бизнеса, то сегодня мы видим лишь зачатки отдельных инициатив. Есть сбор в незначительных количествах ПЭТ-бутылок и переработка их в хлопья. Есть начало переработки ртутных ламп, отработанных аккумуляторов и моторных масел. Есть предприятия, изготавливающие чистую бутилированную воду. Есть планы по созданию в Донецке зоопарка. Нужно активнее развивать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии на предприятиях тяжелой индустрии. Есть все предпосылки развивать экологический и познавательный туризм, опираясь на сеть особо охраняемых природных территорий.

В этом году в сентябре мы планируем провести в Донецке круглый стол «Экономика и экология: кооперация или противостояние?», приглашаем принять участие и вашу редакцию.

ДЭЖ: Что лежит в основе Вашего мировоззрения?

Р. Кишкань: Я отвечу словами русского философа Ивана Ильина: «Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше».

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.