О внесении изменений в статью 6 ФЗ «Об охране озера Байкал»

О внесении изменений в статью 6 ФЗ «Об охране озера Байкал»

В Госдуме находится на рассмотрении законопроект «О внесении изменений в статью 6 ФЗ «Об охране озера Байкал».

Озеро Байкал является уникальным объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, крупнейшим пресноводным озером на планете, а также средой обитания многих эндемичных видов флоры и фауны.

Ввиду этого охрана озера Байкал, защита его от негативных антропогенных воздействий является одним из ключевых приоритетов государственной экологической политики в России.

Решение экологических проблем Байкальской природной территории относится к основным механизмам сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

Озеро Байкал содержит в себе огромные мировые запасы пресной воды. В условиях климатических изменений, иссушения и загрязнения рек и озер по всему миру сохранность уникальных питьевых свойств воды Байкала принимает особое гуманитарное значение.

Согласно данным, полученным в результате научных исследований последних лет, можно говорить о том, что загрязнение микропластиком вод озера Байкал соответствует высокому уровню и этот уровень ежегодно растет. Так, средняя концентрация частиц микропластика (размером от 300 мкм до 5 мм) в поверхностных водах Байкала в 2019 году отмечена на уровне 42 тысячи частиц на км2, а уже в 2021 году – 62 тысячи частиц на км2 водной поверхности. Это вполне сравнимо со средним загрязнением озер микропластиком по всему миру. Однако, если также учитывать частицы минимикропластика (размеры от 20 мкм до 5 мм), то уровень загрязнения можно считать выше на 2-3 порядка.

Одним из источников поступления пластика и микропластика в окружающую среду в границах Байкальской природной территории, включая воды озера Байкал, водотоки и почву, являются выброшенные жителями прибрежных населенных пунктов и многочисленными туристами «бытовые» пластиковые отходы (полиэтиленовые пакеты, сумки, одноразовая пластиковая посуда, столовые приборы и др.) как в границах центральной, так и буферной экологических зонах Байкальской природной территории. В связи с прогнозируемым увеличением внутреннего туристического потока, а также отсутствием механизмов утилизации пластика, загрязнение берегов Байкала и его водотоков пластиковыми отходами будет только возрастать. Рост концентрации микропластика губителен для экосистемы озера Байкал, обитающих там эндемиков и для здоровья человека.

Ограничение или полный запрет оборота «одноразовых» пластиковых изделий является одним из важнейших направлений построения экономики замкнутого цикла.

Многие государства мира уже ввели запрет на производство, продажу и использование пластиковых пакетов, посуды и других «одноразовых» пластиковых изделий (например, Республика Беларусь – введен запрет на использование и продажу в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды с 2021 г. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2019 года № 797 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 года № 703»); Грузия – введен запрет на импорт и реализацию любых пластиковых пакетов с 2019 г. (постановление Правительства Грузии от 14 сентября 2019 года № 472); Европейский Союз (ЕС) – введен запрет на использование всех одноразовых пластиковых изделий с 2021 г. (Директива (ЕС) 2019/904 Европейского парламента и Совета от 5 июня 2019 года «О снижении воздействия некоторых пластмассовых изделий на окружающую среду»); Республика Армения – введен запрет на реализацию при осуществлении розничной торговли полиэтиленовыми мешками и пакетами (Закон Республики Армения от 29 апреля 2020 года № ЗР-226 «О внесении дополнений в Закон «О торговле и услугах»); Монголия – с 1 марта 2019 года был установлен запрет на импорт, производство и использование всех типов одноразовых полиэтиленовых пакетов толщиной 0,035 мм и тоньше для упаковочных целей в торговле и сфере услуг (постановление Правительства Монголии от 20 июня 2018 г. № 189), за нарушение которого установлены меры административной ответственности в виде штрафов для граждан и юридических лиц, и др.).

Целью законопроекта является снижение загрязнения озера Байкал, его водотоков и почвы прибрежных территорий в центральной и буферной экологических зонах Байкальской природной территории пластиком и микропластиком путем регулирования отношений по обращению «одноразовых» товаров из различных видов пластмассовых материалов.

Для достижения поставленной цели законопроектом предлагается  дополнить статью 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» пунктами 2.1 и 2.2, устанавливающими запрет на осуществление в центральной экологической зоне и буферной экологической зоне Байкальской природной территории розничной продажи, а также безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, пакетов, сумок, мешков одноразового применения из полимерных и комбинированных (с использованием полимерных материалов) материалов, а также посуды, столовых приборов и иных видов товаров одноразового применения из различных видов пластмассовых материалов. Перечень таких видов товаров, согласно законопроекту, предполагается устанавливать подзаконным нормативным правовым актом в целях потенциальной возможности его корректировки с учетом социально-экономической ситуации в субъектах Байкальского региона, развития инфраструктуры и технологий. Распространение предлагаемого законопроектом запрета на территорию центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории обосновывается необходимостью защиты от пластика водосборной площади озера Байкал в целях предотвращения попадания частиц пластика в озеро и его притоки. 

Водосборная площадь Байкала равна 588 тысяч км2, из них около 299 тысяч км2 находится на территории России, остальные 289 тысяч км2 – на территории Монголии. Большая часть водосборной площади Байкала совпадает с буферной экологической зоной Байкальской природной территории. В этой связи представляется крайне важным сокращение попадания частиц пластика на территории водосборных бассейнов рек, впадающих в Байкал – Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара и другие. Их водосборные бассейны практически полностью покрывают буферную экологическую зону, что автоматически делает ее объектом пристального внимания как главного источника поступления пластика в Байкал. Монголия в целях минимизации попадания частиц пластика на водосборную площадь Байкала с 1 марта 2019 года уже ввела запрет на пластиковые пакеты в рамках комплексных мер по борьбе с пластиком.

Ограничение попадания частиц пластика и микропластика в окружающую среду в границах центральной экологической зоны и буферной экологической зоны Байкальской природной территории должно быть обеспечено запретом на оставление отходов, образующихся в результате использования упомянутых выше товаров из пластмассовых материалов. Данные действия допустимы лишь в специально оборудованных в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями местах накопления твердых коммунальных отходов. Данный шаг позволит избежать попадания указанных пластиковых и пластмассовых отходов и их частиц в окружающую среду. В указанных целях законопроектом вводится норма о том, что отказ от права собственности на отходы, образовавшиеся в результате использования указанных во вводимом законопроектом пункте товаров, допускается исключительно в случае их оставления в местах накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Введение данной нормы обусловлено тем, что имеющихся в настоящее время правовых средств, в частности, мер, предусмотренных федеральным законодательством, для предотвращения оставления пластиковых отходов в непредназначенных для этого местах, недостаточно. Так, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен лишь запрет размещения отходов в объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12), который применяется к тем лицам, которые либо передают, либо принимают на размещение отходы на «нелегальных» мусорных полигонах, и не применим к физическим лицам, выбрасывающим отходы, образующиеся в результате их деятельности. В свою очередь, административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в частности, при их сборе и накоплении, а также размещении (хранении и захоронении), предусмотрены в настоящее время статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Однако данные меры применяются, прежде всего, к тем нарушителям, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами на профессиональной основе.

Норма о том, что отказ от права собственности на отходы, образовавшиеся в результате использования указанных одноразовых пластиковых товаров, допускается исключительно в случае их оставления в местах накопления твердых коммунальных отходов, будет способствовать предотвращению образования несанкционированных свалок отходов, образовавшихся в результате использования одноразовых пластиковых изделий, в центральной и буферной зонах Байкальской природной территории, а также избежать попадания указанных частиц пластика в окружающую среду, в частности, непосредственно на водосборную площадь озера Байкал.

Рассматриваемый запрет на оборот полиэтиленовых и пластиковых пакетов, сумок и мешков, а также одноразовой пластиковой посуды и иных «одноразовых» пластиковых изделий полностью соответствует основным тезисам Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко 28 декабря 2020 г. № 12888п-П11, в которой отмечается, что в отношении отдельных видов товаров и упаковки в случае полного отсутствия возможности их утилизации и при наличии доступных альтернатив должны применяться запреты на их производство и другие ограничительные меры.

Требования законопроекта в части запрета розничной продажи, а также безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, некоторых видов товаров из пластмассовых материалов вводятся поэтапно: с 1 марта 2023 года для центральной экологической зоны Байкальской природной территории и с 1 марта 2024 года для буферной экологической зоны Байкальской природной территории. Даты вступления указанных требований в силу обусловлены началом периода максимальной антропогенной нагрузки в связи с увеличением туристического потока к берегам Байкала, а также требованиями части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Вводимый законопроектом поэтапный запрет на розничную продажу некоторых видов товаров из пластмассовых материалов позволит нивелировать социально-экономическую нагрузку для граждан, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в границах Байкальской природной территории, а также обеспечит плавный переход к новому регулированию, направленному на обеспечение баланса экологических, экономических и социальных интересов Байкальского региона. 

Источник: sozd.duma.gov.ru

Фото с сайта freestockimages.ru

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.