Жесткое право

rasshirennaia-otvetstvennost-proizvoditelei

Минприроды подготовило очередные изменения в закон «Об отходах производства и потребления».

Эти изменения направлены на совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП).

Реализация концепции РОП осуществляется в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» Национального проекта «Экология».

Расширенная ответственность производителей — институт, введенный в Российской Федерации в 2015 году. Он обязывает производителей и импортеров товаров выполнять установленные Правительством Российской Федерации нормативы утилизации. Расширенная ответственность производителей и импортеров подразумевает ответственность за утилизацию выпущенных в обращение товаров и упаковок, утративших свои потребительские свойства.

Согласно действующему законодательству выполнение нормативов утилизации осуществляется:

1) непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров (ОИТ);

2)  путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов;

3) путем поручения обеспечивать выполнение нормативов утилизации ОИТ ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации или ППК «Российский экологический оператор» (РЭО);

4) путем уплаты экологического сбора.

Производители и импортеры товаров обязаны по итогам года представлять в Росприроднадзор или его территориальные органы отчетность о выполнении нормативов утилизации ОИТ и декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров и упаковок товаров, подлежащих утилизации, а также расчет суммы экологического сбора.

Для контроля выполнения обязанностей по утилизации ОИТ создана Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров. Она является федеральной государственной системой. В ней содержится информация:

1) об ОИТ;

2) о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов;

3) сведения об уплате экологического сбора;

4) иная предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию, поставщики которой определены Правительством Российской Федерации.

Согласно закону «Об отходах производства и потребления» средства экологического сбора должны расходоваться на утилизацию определенных товаров. Точнее, только тех, которые произведены или ввезены лицами, уплатившими экологический сбор. Порядок и условия предоставления средств на указанные цели должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

При этом следует отметить, что расширенная ответственность производителей, как новый институт, не была подкреплена эффективным механизмом достижения декларируемых целей. В результате расширенная ответственность производителей в период 2016-2019 гг. не дала ожидаемого эффекта. Производители и импортеры зачастую игнорировали выполнение обязательств по РОП, что приводило к невыполнению нормативов утилизации и низкой собираемости экологического сбора.

По экспертной оценке в Российской Федерации свыше 250 тыс. предприятий осуществляют производство и импорт товаров и упаковки. Вместе с тем, в 2016 году представили отчетность о выполнении нормативов утилизации ОИТ только 10 195 производителей и импортеров, в 2017 году – 13 190, в 2018 году – 12 844, в 2019 году – 15175.

У Росприроднадзора отсутствуют инструменты выявления субъектов РОП. Представление отчетности субъектами РОП носит заявительный характер, в связи с чем, Росприроднадзор не располагает сведениями обо всех производителях и импортерах товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. По мнению Минприроды, эта проблема не решается и введением возможности наложения административного штрафа за непредставление или несвоевременное представление отчетности.

По официальным данным Росприроднадзора сумма экологического сбора составила: в 2016 год – 1,334 млрд. руб., в 2017 году – 2,588 млрд. руб., в 2018 году – 2,237 млрд. руб., в 2019 году – 2,466 млрд. руб. При этом выполнение норматива утилизации практически по всем группам товаров не обеспечивалось всеми субъектами РОП. На основании данных Росстата по объемам производства продукции (без упаковки) сумма экологического сбора при установленных нормативах утилизации ориентировочно должна составить 20 млрд. рублей.

На основании этой информации Минприроды пришло к выводу о том, что в существующем состоянии расширенная ответственность производителей и импортеров, как институт, в полной мере не решает поставленные перед ним задачи.

Законопроектом предусмотрено механизм реализации РОП обеспечивать только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Для этого предлагается исключить из ст. 24.2  «Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров» закона «Об отходах производства и потребления» все пункты, разрешающие производителям самостоятельно проводить утилизацию ОИТ и ввести в эту статью пункт в следующей редакции » «Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров путем уплаты экологического сбора в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.»

Одновременно в законопроекте предлагается резко повысить нормативы утилизации товаров. Вместо действующей редакции пункта 12 ст. 24.2, имеющей мягкий характер: «Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки, использованной для таких товаров.», вводится  предельно жесткая  формулировка: «Нормативы утилизации для каждой группы товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров. Нормативы утилизации для каждой группы упаковки товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются равными 100%.»

Мы ранее писали, что именно этот  норматив утилизации,  равный 100%, вызвал большое количество замечаний у делового сообщества. У вице-премьера Правительства России Виктории Абрамченко также появились вопросы и были даны соответствующие поручения. Но до сих пор в текст законопроекта не внесены изменения.

Выполнение нормативов утилизации отходов будет осуществлять российский экологический оператор. Для этого потребуется ему иметь  собственные объекты по утилизации отходов.  Кроме того,  он будет должен заключить договоры по транспортировке, обработке и утилизации отходов с другими хозяйствующими субъектами. Это — операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы и юридические лица, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию Российской Федерации.

Для этого предлагается в пункте 1.2 ст. 24.2 « Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров « закона «Об отходах производства и потребления» слова «с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации» заменить словами «с момента их ввоза на территорию Российской Федерации»

Для производителей товаров и упаковки на территории Российской Федерации обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

В случае, если до вступления в силу законопроекта производители и импортеры осуществили инвестиции в строительство объектов обработки и утилизации отходов или приобрели оборудование для сбора и транспортировки отходов, им предоставляется право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2021 год на величину указанных инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2021 год.

Учитывая сроки внесения экологического сбора, предусмотренные действующим законодательством, срок вступления законопроекта в силу предлагается установить с 01.01.2021.

Положения, касающиеся самостоятельной утилизации товаров, сохраняют силу до 01.01.2022.

Проектом  устанавливается, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора будет осуществляться ФНС России. Функция  государственного экологического надзора сохранится за Росприроднадзором.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Будет необходимо исключить избыточную статью об ответственности за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Также нужно уточнить какие федеральные органы исполнительной власти будут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьями 8.5.1, 8.41.1.

Кроме этого, будет необходимо внести изменения в ряд постановлений Правительства РФ:

  •  от 08.10.2015 №1073 «О порядке взимания экологического сбора»;

  •  от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров»;
  •  от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»;
  •  от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
  •  от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370».

10

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.