Меню опций региональной политики по смягчению изменений климата

Меню опций региональной политики по смягчению изменений климата

Центр стратегических разработок выпустил доклад «Меню опций региональной политики по смягчению изменений климата».

Цель доклада – предложить меню опций региональной политики по смягчению изменения климата. Смягчение климатических изменений предполагает переход к социально-экономическому развитию с низким уровнем выбросов парниковых газов.

Ниже приводим ряд тезисов доклада:

«Изменение климата – одна из ключевых глобальных проблем современности.

Смягчение климатических изменений предполагает переход к социальноэкономическому развитию с низким уровнем выбросов ПГ. Наряду со смягчением климатическая политика включает адаптацию, но в данном докладе опции региональной политики по адаптации к изменениям климата не рассматриваются.

Опции политики по смягчению изменений климата в докладе охватывают не только те, которые напрямую нацелены на сокращение выбросов или увеличение поглощения ПГ, но и те, которые в значительной мере способствуют этому, имея в фокусе иные цели: повышение энергоэффективности, «зеленые» финансы и развитие науки и технологий, а также отраслевые опции.

Под региональной политикой понимаются опции, которые находятся в ведении регионов. Так как региональная политика определяется национальными целями и формируется в соответствии с национальным регулированием, в докладе приведены отсылки к национальному законодательству и инициативам (по состоянию на март 2023 г.).

Для определения наиболее востребованных опций смягчения изменения климата Фонд «Центр стратегических разработок» (далее – ЦСР) в конце 2022 года провел анализ климатической политики ряда регионов и направил ее им на верификацию. Верифицированные 19 регионами результаты анализа опций смягчения изменения климата легли в основу данного доклада.

Углеродное ценообразование

К опциям, которые напрямую направлены на управление и сокращение выбросов или увеличение поглощения ПГ, следует отнести углеродную отчетность и углеродное ценообразование, то есть установление платы за выбросы ПГ. Обязательное углеродное ценообразование охватывает углеродные налоги и системы торговли выбросами, добровольное – создает условия для выпуска углеродных единиц от реализации климатических проектов.
.
Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 N296-ФЗ на национальном уровне ввел требование по углеродной отчетности крупных компаний-эмитентов выбросов ПГ и заложил основу для развития добровольного углеродного рынка. Закон также предусматривает возможность государственной поддержки для климатических проектов. В частности, в марте 2023 г. Минэкономразвития России подготовило поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от НДС операций с углеродными единицами от климатических проектов и выполнения квоты.

На региональном уровне введение обязательного углеродного регулирования (в форме квотирования выбросов ПГ) возможно в рамках углеродного эксперимента по Федеральному закону N34-ФЗ. При этом регионы могут рассмотреть дополнительные стимулы для климатических проектов.

Об обязательном углеродном регулировании в ходе опроса ожидаемо сообщила только Сахалинская область, где реализуется углеродной эксперимент. Сахалинская область и Белгородская область планируют создание органа по валидации и верификации для повышения доступности этих необходимых для климатических проектов услуг. Можно отметить, что Москва в 2015 году подписала соглашение с Минэкономразвития России для оценки эффективности мероприятий по сокращению выбросов ПГ.

К опциям, которые способствуют сокращению выбросов или увеличению поглощения ПГ (хотя в их фокусе другие цели), следует прежде всего отнести повышение э/э, «зеленые» финансы и развитие науки и технологий. Эти опции климатической политики, наряду с отраслевыми, наиболее востребованы в России в настоящее время, так как они являются «выигрышными» стратегиями, позволяя одновременно достигать несколько целей.

Региональные программы по повышению энергоэффективности

Повышение э/э предполагает экономию энергоресурсов, что в случае с ископаемым топливом приводит к сокращению удельных выбросов ПГ, способствуя смягчению климатических изменений.

На национальном уровне действует Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики и идет разработка государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период до 2035 года.

Разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения э/э относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это комплексные документы, обеспечивающие координацию и раскрывающие общие подходы к повышению э/э.
.
Количество упоминаний региональных программ в области энергосбережения и повышения э/э в опросе: 15 из 19. О дополнительных (к федеральным) общеэкономических мерах по стимулированию повышения э/э опрошенные регионы не сообщили.

«Зеленые» финансы

Подходов к определению «зеленого» финансирования достаточно много: начиная от узкого понимания как набора инструментов для финансирования защиты климата и биоразнообразия и заканчивая широким пониманием как комплекса экономических отношений, связанных с финансированием устойчивого развития. В целом «зеленые» финансы можно рассматривать как средство привлечения инвестиций в достижение целей устойчивого развития, включая противодействие климатическим изменениям.

На национальном уровне в России для целей привлечения средств в проекты устойчивого развития, в том числе «зеленые» проекты, определены соответствующие критерии (таксономия) и требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития. При удовлетворении этим критериям проекты могут привлекать льготное финансирование через специальные облигации и займы. Кроме того, в 2021 году Банк России внес изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг, которые позволяют эмитентам маркировать облигации как «зеленые» не только при соответствии международным, но и российским принципам.

Количество упоминаний в опросе инструментов «зеленого» финансирования: 2 из 19. Так, АО «Ситиматик» (ранее – ООО «Ресурсосбережение ХМАО») стало первым в России эмитентов «зеленых» облигаций на основе принципов «зеленых» облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), но здесь речь идет о компании. Первым и пока единственным в России примером выпуска «зеленых» облигаций субъектом Российской Федерации стал выпуск облигаций Москвы в 2021 году (ведущего финансового центра страны). Они соответствуют как принципам ICMA, так и российским стандартам «зеленого» финансирования.

Развитие науки и технологий

Для климатической политики принципиальное значение имеет качество и достоверность данных для оценки антропогенных выбросов и поглощений ПГ. Кроме того, возможности и скорость перехода к низкоуглеродному развитию находятся в прямой зависимости от наличия и доступности технологий.

Российская климатическая политика делает особый акцент на развитии науки и технологий. В феврале 2022 г. согласно указу Президента России утверждена Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 гг. (далее – ФНТП) Она направлена на создание наукоемких технологических решений для обеспечения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды; изучения климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям; обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития с низким уровнем выбросов ПГ. В октябре 2022 г. последовал Важнейший инновационный проект государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ», в том числе ПГ. Такая система должна обеспечить формирование достоверных и международно признаваемых научных данных для оценки антропогенных и природных потоков климатически активных веществ на территории России.

Указ Президента «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» также рекомендует высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации определить ответственных за реализацию ФНТП в регионах, разработать и утвердить региональные планы осуществления научно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений и предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию ФНТП при формировании региональных бюджетов. В 2021 году Минобрнауки России запустило проект по разворачиванию в регионах России сети карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса как специально оборудованных участков местности. При карбоновых полигонах могут быть организованы карбоновые фермы. Наконец, можно отметить возможности организации в регионах карбоново-нейтральных зон для реализации комплекса мероприятий по внедрению технологий по снижению выбросов ПГ с разным уровнем готовности на жизненном цикле производства продукции.

Об утвержденных региональных планах осуществления научно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений сообщили 11 из 19 опрошенных регионов; еще 2 региона сообщили о планах по их утверждению; в Москве реализуются планы НИОКР в области охраны и повышения качества окружающей среды. Опрос подтвердил высокую заинтересованность регионов в организации на их территориях карбоновых полигонов: они действуют в 6 из 19 регионов и запланированы еще в 8 (с учетом того, что для городов федерального значения эта опция ограничена)».

Источник: csr.ru

Фото:  Sebastiano Corti на Unsplash

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.