Центр стратегических разработок выпустил доклад «Меню опций региональной политики по смягчению изменений климата».
Цель доклада – предложить меню опций региональной политики по смягчению изменения климата. Смягчение климатических изменений предполагает переход к социально-экономическому развитию с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Ниже приводим ряд тезисов доклада:
«Изменение климата – одна из ключевых глобальных проблем современности.
Смягчение климатических изменений предполагает переход к социальноэкономическому развитию с низким уровнем выбросов ПГ. Наряду со смягчением климатическая политика включает адаптацию, но в данном докладе опции региональной политики по адаптации к изменениям климата не рассматриваются.
Опции политики по смягчению изменений климата в докладе охватывают не только те, которые напрямую нацелены на сокращение выбросов или увеличение поглощения ПГ, но и те, которые в значительной мере способствуют этому, имея в фокусе иные цели: повышение энергоэффективности, «зеленые» финансы и развитие науки и технологий, а также отраслевые опции.
Под региональной политикой понимаются опции, которые находятся в ведении регионов. Так как региональная политика определяется национальными целями и формируется в соответствии с национальным регулированием, в докладе приведены отсылки к национальному законодательству и инициативам (по состоянию на март 2023 г.).
Для определения наиболее востребованных опций смягчения изменения климата Фонд «Центр стратегических разработок» (далее – ЦСР) в конце 2022 года провел анализ климатической политики ряда регионов и направил ее им на верификацию. Верифицированные 19 регионами результаты анализа опций смягчения изменения климата легли в основу данного доклада.
Углеродное ценообразование
К опциям, которые напрямую направлены на управление и сокращение выбросов или увеличение поглощения ПГ, следует отнести углеродную отчетность и углеродное ценообразование, то есть установление платы за выбросы ПГ. Обязательное углеродное ценообразование охватывает углеродные налоги и системы торговли выбросами, добровольное – создает условия для выпуска углеродных единиц от реализации климатических проектов.
.
Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 N296-ФЗ на национальном уровне ввел требование по углеродной отчетности крупных компаний-эмитентов выбросов ПГ и заложил основу для развития добровольного углеродного рынка. Закон также предусматривает возможность государственной поддержки для климатических проектов. В частности, в марте 2023 г. Минэкономразвития России подготовило поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от НДС операций с углеродными единицами от климатических проектов и выполнения квоты.
На региональном уровне введение обязательного углеродного регулирования (в форме квотирования выбросов ПГ) возможно в рамках углеродного эксперимента по Федеральному закону N34-ФЗ. При этом регионы могут рассмотреть дополнительные стимулы для климатических проектов.
Об обязательном углеродном регулировании в ходе опроса ожидаемо сообщила только Сахалинская область, где реализуется углеродной эксперимент. Сахалинская область и Белгородская область планируют создание органа по валидации и верификации для повышения доступности этих необходимых для климатических проектов услуг. Можно отметить, что Москва в 2015 году подписала соглашение с Минэкономразвития России для оценки эффективности мероприятий по сокращению выбросов ПГ.
К опциям, которые способствуют сокращению выбросов или увеличению поглощения ПГ (хотя в их фокусе другие цели), следует прежде всего отнести повышение э/э, «зеленые» финансы и развитие науки и технологий. Эти опции климатической политики, наряду с отраслевыми, наиболее востребованы в России в настоящее время, так как они являются «выигрышными» стратегиями, позволяя одновременно достигать несколько целей.
Региональные программы по повышению энергоэффективности
Повышение э/э предполагает экономию энергоресурсов, что в случае с ископаемым топливом приводит к сокращению удельных выбросов ПГ, способствуя смягчению климатических изменений.
На национальном уровне действует Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики и идет разработка государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период до 2035 года.
Разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения э/э относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это комплексные документы, обеспечивающие координацию и раскрывающие общие подходы к повышению э/э.
.
Количество упоминаний региональных программ в области энергосбережения и повышения э/э в опросе: 15 из 19. О дополнительных (к федеральным) общеэкономических мерах по стимулированию повышения э/э опрошенные регионы не сообщили.
«Зеленые» финансы
Подходов к определению «зеленого» финансирования достаточно много: начиная от узкого понимания как набора инструментов для финансирования защиты климата и биоразнообразия и заканчивая широким пониманием как комплекса экономических отношений, связанных с финансированием устойчивого развития. В целом «зеленые» финансы можно рассматривать как средство привлечения инвестиций в достижение целей устойчивого развития, включая противодействие климатическим изменениям.
На национальном уровне в России для целей привлечения средств в проекты устойчивого развития, в том числе «зеленые» проекты, определены соответствующие критерии (таксономия) и требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития. При удовлетворении этим критериям проекты могут привлекать льготное финансирование через специальные облигации и займы. Кроме того, в 2021 году Банк России внес изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг, которые позволяют эмитентам маркировать облигации как «зеленые» не только при соответствии международным, но и российским принципам.
Количество упоминаний в опросе инструментов «зеленого» финансирования: 2 из 19. Так, АО «Ситиматик» (ранее – ООО «Ресурсосбережение ХМАО») стало первым в России эмитентов «зеленых» облигаций на основе принципов «зеленых» облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), но здесь речь идет о компании. Первым и пока единственным в России примером выпуска «зеленых» облигаций субъектом Российской Федерации стал выпуск облигаций Москвы в 2021 году (ведущего финансового центра страны). Они соответствуют как принципам ICMA, так и российским стандартам «зеленого» финансирования.
Развитие науки и технологий
Для климатической политики принципиальное значение имеет качество и достоверность данных для оценки антропогенных выбросов и поглощений ПГ. Кроме того, возможности и скорость перехода к низкоуглеродному развитию находятся в прямой зависимости от наличия и доступности технологий.
Российская климатическая политика делает особый акцент на развитии науки и технологий. В феврале 2022 г. согласно указу Президента России утверждена Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 гг. (далее – ФНТП) Она направлена на создание наукоемких технологических решений для обеспечения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды; изучения климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям; обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития с низким уровнем выбросов ПГ. В октябре 2022 г. последовал Важнейший инновационный проект государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ», в том числе ПГ. Такая система должна обеспечить формирование достоверных и международно признаваемых научных данных для оценки антропогенных и природных потоков климатически активных веществ на территории России.
Указ Президента «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» также рекомендует высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации определить ответственных за реализацию ФНТП в регионах, разработать и утвердить региональные планы осуществления научно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений и предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию ФНТП при формировании региональных бюджетов. В 2021 году Минобрнауки России запустило проект по разворачиванию в регионах России сети карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса как специально оборудованных участков местности. При карбоновых полигонах могут быть организованы карбоновые фермы. Наконец, можно отметить возможности организации в регионах карбоново-нейтральных зон для реализации комплекса мероприятий по внедрению технологий по снижению выбросов ПГ с разным уровнем готовности на жизненном цикле производства продукции.
Об утвержденных региональных планах осуществления научно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений сообщили 11 из 19 опрошенных регионов; еще 2 региона сообщили о планах по их утверждению; в Москве реализуются планы НИОКР в области охраны и повышения качества окружающей среды. Опрос подтвердил высокую заинтересованность регионов в организации на их территориях карбоновых полигонов: они действуют в 6 из 19 регионов и запланированы еще в 8 (с учетом того, что для городов федерального значения эта опция ограничена)».
Источник: csr.ru
Фото: Sebastiano Corti на Unsplash
Оставьте первый комментарий