Развитие правового регулирования в области обращения с отходами

На V Общероссийском бизнес-форуме «ЭКОТЕХНОПАРКИ РОССИИ» обсуждение началось с информации о проблемах правового регулирования в области обращения с отходами.

С докладом «Обязательные требования в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, акты законодательства об отходах, принятые в рамках «регуляторной гильотины», вступающие в силу с 01.01.2021, и требования, предусмотренные этими актами» выступила Лидия Акманцева, представитель Минприроды. Доклад получился системным и насыщенным фактической информацией. В этой статье постараемся передать его отдельные тезисы.

Скоро ожидается

Минприроды занимается темой отходов не так давно, получив ее в наследство от Минстроя, но тем не менее ведомству уже удалось сделать несколько важных шагов по нормативному регулированию проблемы отходов. В 2020 году были подготовлены несколько законодательных инициатив и нормативных актов, которые способствуют укреплению и развитию отрасли обращения с отходами.

Так как есть четкое понимание, что экотехнопарки могут обеспечить утилизацию отходов и их вовлечение во вторичный оборот, готовится закон об экотехнопарках. Подготовкой закона занимается Минпромторг при участии других заинтересованных органов исполнительной власти. В Минприроды развернута работа поподготовке необходимой нормативной базы к его принятию.

В 2020 году был подготовлен и внесен в правительство проект федерального закона о вторичных материальных ресурсах. В ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму. Он создает понятийный фундамент деятельности технопарков. Разработчикам удалось разграничить понятие вторичных материальных ресурсов, которые определены как отходы, и вторичного сырья, которое определяется как продукция. Соответственно и требования к ним будут разные: или как к отходам, или как к продукции. Это имеет основополагающее значение для всей отрасли, так как появляется понятийная основа для ее нормативного регулирования. Вовлечение отходов в хозяйственный оборот должно сопровождаться выполнением требований к отходам до момента, пока они не превращаются в продукцию, запущенную в оборот общественного потребления.

Законодательство об обязательных требованиях

Обязательные требования в области обращения с отходами, помимо Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», формируются на основе двух новых законов:

  • Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»,
  • Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Эти два акта дополняют друг друга, выстраивая принципы выдвижения обязательных требований к участникам деятельности и организации государственного и муниципального контроля за соблюдением этих требований.

Закон об обязательных требованиях вступил в законную силу. Правда, есть положения которые вступают в силу с отсрочкой:

  • с 1 февраля в части вступления в силу обязательных требований,
  • с 1 марта в части ведения реестра обязательных требований, которые должны быть публичны и доступны для любого заинтересованного лица.

В соответствии с законом, обязательные требования будут вводиться с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем через 90 дней после их опубликования. Это дает временной лаг всем заинтересованным лицам для подготовки к выполнению этих требований.

Подзаконные акты, содержащие требования, будут действовать максимум 6 лет с возможностью их продления.

Законом установлены определенные обязанности для правительства. До 31 декабря 2020 года правительство было обязано отменить все неактуальные требования или требования, возможность исполнения которых ставится под сомнение. Эта работа по большей части завершена, практически все устаревшие акты отменены, а документы, имеющие актуальное значение, переизданы. Неотмененные акты, содержащие требования, утрачивают юридическую силу и не влекут более ответственности за невыполнение этих требований, хотя остались и исключения в виде, так называемого «белого» списка актов, включенных в постановление правительства № 2467 от 31.12.2020. Акты, попавшие в «белый» список, остаются действующими.

Второй закон, о контроле, вступит в силу только 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2022 или 2023 годов. Государственный экологический надзор будет регулироваться этим законом. Соответственно, в области обращения с отходами, попадающей под экологический надзор, необходимо будет строить отношения с надзорными органами в рамках данного закона.

Обязательные требования в области обращения отходов

К основным обязательным требованиям при обращении с отходами следует отнести:

  • требования в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию,обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности;
  • единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (ТКО);
  • требования к отнесению отходов к конкретному виду и классу опасности и паспортизации отходов;
  • требования к нормированию образования отходов и лимитированию размещения отходов на объектах размещения;
  • требования к ведению учета отходов и предоставлению отчетности в области обращения с отходами.

Лицензирование деятельности

Правовым основанием требований в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности является:

  • ст. 9 Федерального закона № 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  • постановление правительства от 26.12.2020 №2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности»

Основные требования:

  • наличие средств производства для осуществления деятельности (земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, транспортные средства),
  • наличие обученного для обращения с отходами персонала,
  • наличие документов, подтверждающих соблюдение санитарно- эпидемиологических требований при осуществлении деятельности,
  • наличие документов, подтверждающих соблюдение градостроительных требований, в том числе требований в части государственной экологической экспертизы.

Следует знать то новое, что появилось в лицензировании в последнее время.

Внедрена реестровая модель лицензирования, подразумевающая бездокументарное оформление лицензии. Вместо нее выдается выписка из реестра лицензий. Информация о ходе принятия решения по выдаче лицензии размещается на сайте госуслуг.

Упростилась процедура представления документов на лицензирование. Во-первых, вместо документов можно предоставить сведения об их реквизитах, а, во-вторых, исключается обязанность предоставления документов, если они ранее уже предоставлялись.

Единые требования к объектам

Правовым основанием единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО является:

  • пункт 3 ст.10 Федерального закона № 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  • постановление правительства от 12.10.2020 №1657 «О единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО».

Эти нормативные акты регулируют правила выбора мест размещения объектов, используемых материалов и технологических решений (на основе справочника наилучших доступных технологий (НДТ)). Приоритетность технологических решений распределяется в порядке убывания следующим образом:

  • обработка ТКО с целью выбора полезных фракций для последующей утилизации,
  • утилизация полезных фракций,
  • энергетическая утилизация ТКО, не содержащих полезных фракций,
  • обезвреживание,
  • захоронение.

Среди требований к объектам обработки ТКО:

  • обеспечение максимально возможной массы сортировки (две линии при мощности более 150 тысяч тонн в год, автоматические системы диагностики оборудования, минимальные сроки аварийного ремонта);
  • обустройство мест накопления ТКО, направляемых на сортировку.

Все объекты должны располагаться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; вводиться в эксплуатацию точно в соответствии с проектной документацией и заключением государственной экологической экспертизы; эксплуатироваться при организации весового и радиационного контроля и контроля доступа на них. При прекращении эксплуатации объектов необходима рекультивация освобождаемых участков и обеспечение экологической безопасности.

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.