«Фонд Эффективной Экологии» о мусорной реформе

153 975 контейнеров для раздельного накопления отходов

С 01 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать мусорная реформа. Внедрение изменений в этой области закономерно, так как ситуация с отходамив России стал а близка к критической.

Ежегодно на территории страны образуется порядка 60 млн тонн ТКО. Сложенные вместе они будут представлять холм с подошвой 1 квадратный километр и высотой с 50-ти этажный дом. По состоянию на январь 2019 года в государственный реестр были включены 5526 объектов размещения отходов. Их общая остаточная вместимость превышает 1,7 млрд тонн.

Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га (или 4000 кв.км; для справки – площадь герцогства Люксембург – 2586 кв.км). Мусорная реформа призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов.

Официальное название – «Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации». Ее цели — ликвидация незаконных свалок, переход на раздельный сбор мусора, сортировка и переработка отходов. Как предполагает нацпроект «Экология», уже к 2040 году на вторсырье должно пойти 36% бытового мусора.

Однако, по данным Счетной палаты РФ, более 90% ТКО продолжает отправляться на полигоны, а вторичных ресурсов перерабатывается около 7%.

До 1991 г. в Советском Союзе имелся значительный опыт использования вторичного сырья, образующегося в жилищно-коммунальном хозяйстве. Во времена СССР существовала достаточно эффективная система раздельного обращения с мусором: в отдельные емкости выбрасывали пищевые отходы, которые шли на переработку, а макулатуру, стеклотару, металлолом люди сдавали в пункты приема. Как отмечают эксперты, в 1987 г. в оборот вовлекалось более 70 % вторичных материалов. В современной России этот показатель достигает пока только 50 % для промышленных отходов и порядка 4 % для ТКО.

По многим показателям технологий Советский Союз «был впереди планеты всей». Опыт Советского Союза был применен некоторыми странами для оптимизации своих материальных потоков и потерь. По свидетельству японских экспертов, схему обращения с отходами, образующимися в коммунальном хозяйстве, органы государственного и муниципального управления изучили и модернизировали, используя советскую систему обращения с коммунальными отходами. В Республике Беларусь советский опыт также был сохранен и в дальнейшем развит.

После введения мусорной реформы с полигонами бытовых отходов получилось все наоборот: на свалки отправляют миллионы тонн отходов, пригодных для повторного использования. Ресурсы зарывают в землю, полигоны переполняются, по мере наполнения их приходится закрывать и искать место для новых. Россия плетется в арьегарде — с отставанием в 20 лет минимум!

Мусорная реформа в Швеции началась еще в 60-х годах прошлого века, в 1975 году в этой скандинавской стране на полигоны попадало чуть больше 60% всех отходов. Теперь нехватка мусора в Швеции — пока единственная проблема в стране, связанная с отходами. Швеция ввозит мусор для переработки из других стран. В стране настолько хорошо налажена система переработки мусора, что практически не осталось свалок. Дефицит отходов может стать большой проблемой для населения, так как шведы благодаря переработанным отходам отапливают жилье и получают электричество. Помощь Швеции оказывает Норвегия — она поставляет соседям 800 тысяч тонн мусора каждый год (не за бесплатно, разумеется).

Журнал «Forbes» в 2019 году назвал Швейцарию самой экологически чистой страной в мире (95,5 баллов из 100). При составлении рейтинга эксперты оценивали прежде всего работу системы обращения с отходами. В Швейцарии не осталось ни одной свалки, а весь мусор превращается в новые товары или энергию. Швейцарцы первыми в мире смогли добиться так называемого «нулевого» захоронения. В этой стране нет ни одной свалки. Их запретили законодательно еще в 2000-м году.

В ЕС после введения обязанности обеспечить утилизацию не менее 50% от уровня 1995 года всей поставляемой на рынок упаковки и захоронение не более 35% биоразлагаемых отходов из ТКО, общий объем захораниваемых ТКО в 2019 году упал на 56% по сравнению с 1995 годом – со 121
млн тонн до 54 млн тонн, а доля захораниваемых ТКО – с 61% до 23%.

В России такие показатели установлены к 2035-40 годам. Налицо отставание в 20 лет. Мусор, размещаемый на полигоне, оплачен: за счет тарифа, который вменяется каждому жителю страны ежемесячно. Зачем утруждать себя дополнительными усилиями ради дополнительной прибыли? Мусор — дорогое удовольствие: не перерабатывая его, мы отправляем на свалки не только целлюлозу и пластик, которые тоже чего-то стоят, но и цветные металлы и даже золото. Из одних айфонов и айпадов, сданных их владельцами в обмен на более новые устройства, Apple в 2015 году добыла почти тонну золота и еще около трех тонн серебра.

Углеродсодержащие, в том числе биоразлагаемые отходы, – источник ценных ресурсов, но при захоронении это крупный источник выбросов парниковых газов и загрязненного фильтрата, могущего попасть в почву и водоемы. В европейских странах устройство систем дегазации прекратили также 20 лет назад: на полигоны выгружают инертные вещества, которые не образуют биогаза. В России до сих пор на многих полигонах применяется пассивная система дегазации. Важно отметить, что парниковый эффект метана, который составляет около 50% биогаза, более, чем в 20 раз сильнее углекислого газа. Именно поэтому в 2018 году полигоны были названы «химическими бомбами замедленного действия».

В феврале 2023 года Президент РФ в очередной раз анонсировал программу ликвидации полигонов ТКО.
В России есть все необходимое, чтобы обеспечить размещение на полигонах не более 5-10% от общего количества отходов. Просто необходимо комплексно подойти к действующему законодательству, существующим технологиям и, применив синергетический эффект, с заботой о будущем нашего дома Земля, правильно расставлять приоритеты.

В начале 2018 года Правительство РФ распоряжением № 84-р утвердило «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». В ней отмечено: «Важнейшим ресурсно-экономическим показателем является уровень замещения использования природного сырья из невозобновляемых природных ресурсов на вторичное сырье из обработанных отходов при производстве продукции». Оборудование российского производства, способное реализовать данный тезиссу ществует уже более 15 лет. Далее читаем: «Инновационный сценарий является целевым, при этом переход к нему прогнозируется исключительно как поэтапный. Позитивная тенденция снижения количества образующихся и захораниваемых отходов, роста доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов в случае реализации инновационного сценария может сложиться не ранее периода 2025 — 2030 годов».

В результате реализации инновационного варианта настоящей Стратегии планируется достижение снижения количества образующихся отходов, сокращения объемов захораниваемых отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации и, как следствие, минимизация вреда, наносимого окружающей среде в результате загрязнения отходами. «Объем финансирования мероприятий по реализации настоящей Стратегии экспертно оценивается в размере не менее 5 трлн. рублей.»

Реализация настоящей Стратегии предусматривает 2 этапа: первый этап — 2018 — 2021 годы; второй этап — 2022 — 2030 годы. Предполагается, что доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отходов, вывезенных с мест накопления составит в соответствии с «Целевыми показателями Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»:

  • 2016 год 8,9%
  • 2018 год 10%
  • 2019 год 12%
  • 2020 год 15%
  • 2025 год 50%
  • 2030 год 80%

Данные показатели противоречат тезису Стратегии о «Инновационном сценарии»: это экстенсивный вариант развития ситуации.

Применяя уже существующие много лет технологии и используя оборудование российского производства, имеющее необходимые разрешения, возможно к 2025 году все коммунальные отходы, поступающие в места их обращения, подвергать выделению полезных фракций на уровне не менее 95%.

«Стратегией выделяются 5 трлн рублей на финансирование мероприятий по ее реализации». Этих средств достаточно для запуска проекта ликвидации всех накопленных бытовых отходов.

При вовлечении получаемых вторичных ресурсов в экономику страны выручка от реализации ликвидируемых в процессе глубокой переработки отходов составит порядка 22 трлн рублей, расходы по переработке – 13 трлн рублей, а чистая прибыль (после уплаты всех налогов) – 9 трлн рублей (почти 50% бюджета государства).

Справка: расходная часть бюджета РФ на 2023 – 29 трл.рублей. Чистая прибыль от глубокой переработки ТКО, образующихся в год (60 млн.т), составит не менее 300 млр.рублей.

Очевидно, что 200 млрд рублей в год мусорного тарифа, вменяемого жителям страны за обращение с ТКО, можно избежать, компенсируя его доходами от рационального обращения с отходами и их глубокой переработкой в соответствии с законодательством РФ и существующими технологиями.

Учитывая социальную напряженность данного сектора экономики, развитие социальных программ для граждан страны за счет «мусорных денег» — было бы в тренде.

В «Послании Президента Федеральному Собранию» 21 февраля 2023 года сказано: «… Добавлю, что мы неплохо продвинулись в реформировании отрасли по обращению с отходами. Наращиваем мощности по переработке и сортировке, чтобы перейти к экономике замкнутого цикла. … В приоритете – дальнейшая ликвидация старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда».

Источник: «Фонд Эффективной Экологии»

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.