Мониторинг и учет лесных ресурсов

Мониторинг и учет лесных ресурсов

Счетная палата проверила, как функционирует действующая система мониторинга и учета лесных ресурсов и как осуществляется охрана лесов от пожаров, на примере четырех регионов.

Аудит выявил ряд системных проблем и недостатков, которые позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности этой работы:

  • Комплексная оценка использования средств, выделенных на развитиеи функционирование системы мониторинга и учета лесных ресурсов в Российской Федерации, направленной на предотвращение негативных процессов и происходящих в лесах изменений антропогенного и природного характера и повышение качества управления лесными ресурсами, показала недостаточную степень эффективности. Главным образом отрицательное влияние на указанную оценку оказали недостатки нормативно-правового обеспечения в области мониторинга, а также неприменение в полной мере результатов мониторинга.
  • Проверка показала наличие фактов неиспользования результатов государственного мониторинга воспроизводства лесов и государственного лесопатологического мониторинга, на проведение которых в 2020–2022 годах направлены средства федерального бюджета в объеме 996,4 млн рублей и 2 436,4 млн рублей соответственно. Это связано как с недостатками нормативно-правового регулирования, так и с недостаточностью финансового обеспечения на проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий.
  • Отсутствие регламентации одного из видов работ по государственному мониторингу воспроизводства лесов не позволяет осуществлять оценку установленных требований к выращиванию саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород в лесных питомниках.
  • Результативность применения данных дистанционного мониторинга использования лесов крайне низкая. Возмещение средств за последние 10 лет составляет не более 0,2 % размера выявленного ущерба.
  • Организация мониторинга пожарной опасности в лесах показала наличие проблем, влияющих на его результативность в части системы обнаружения и учета лесных пожаров. Это приводит в том числе к увеличению площади их распространения (в 2021 году площадь, пройденная огнем, составила 9,9 млн га, что на 5,4 млн га больше, чем в 2017 году), а также к дополнительным расходам бюджетных средств на тушение.
  • Информационная система ИСДМ-Рослесхоз, которая не модернизировалась на протяжении более трех лет, не в полной мере является эффективным прогностическим инструментом обнаружения и учета лесных пожаров. Доля неподтверждения лесного пожара на установленных ИСДМ-Рослесхоз «термоточках» составила в 2020 году 79 %, в 2021 году – 76,2 %. Это влечет дополнительные расходы бюджетов регионов на мониторинг пожарной опасности в лесах и отвлечение сил и средств для осуществления патрулирования лесов.
  • Отмеченное проверкой дублирование функционала ИСДМ-Рослесхоз и региональных АИС в части мониторинга пожарной опасности и учета лесных пожаров влечет неэффективное расходование средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Увеличение в 2021 году по сравнению с 2017 годом расходов на авиационное патрулирование (при уменьшении объема работ) с 2,8 млрд до 4,2 млрд рублей и наземное патрулирование (при неизменности объема работ) с 2,2 млрд до 3,3 млрд рублей не обеспечило соответствующее увеличение эффективности мониторинга пожарной опасности в лесах. Эффективность патрулирования с 2017 по 2021 год уменьшилась в общей доле по всем способам обнаружения лесных пожаров, в том числе по авиационному патрулированию до 21,3 % (снизилась на 6,8 %), по наземному патрулированию – до 29,9 % (снизилась на 7,2 %). При этом в регионах не соблюдается кратность авиационного патрулирования. В 2021 году она составила 53,1 % от расчетной.
  • Переносные комплексы радиосвязи «ТРИТОН» и камеры видеонаблюдения, переданные Рослесхозом пяти субъектам Российской Федерации и подведомственному учреждению ФБУ «Авиалесоохрана» для осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах, с 2014 года не используются.
  • В проверенных регионах выявлены факты, негативно влияющие на результативность охраны лесов от пожаров: не осуществляются в полной мере меры пожарной безопасности, предусмотренные лесными планами субъектов Российской Федерации; допущены нарушения и недостатки в части применения правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров, порядка введения ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и др.
  • Установлено, что планируемое в 2023 году сокращение на 17,9 % зон контроля лесных пожаров, где по решениям комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС допускается не тушить лесные пожары, и увеличение зоны авиационного обнаружения не обеспечены соответствующим бюджетным финансированием.
  • Использование вертолетов Ми-8МТВ, закрепленных за ФБУ «Авиалесоохрана», на цели, не соответствующие целям их приобретения, создает риски невыполнения учреждением государственных работ в рамках государственного задания.
  • При наличии положительных моментов в результате передачи полномочий по лесоустройству на федеральный уровень отмечаются недостатки.
  • С 2022 года государство планирует проведение работ в части таксации лесов только в зоне интенсивного использования лесов (0,3 млрд га).
  • «Лоскутный» характер лесоустройства при недостаточном финансовом обеспечении не позволит получить актуальную и полную информацию о состоянии лесного фонда и, соответственно, повысить качество государственного управления в области лесного хозяйства.
  • Выявлена коллизия положений Лесного кодекса в части отнесения мероприятия по закреплению на местности границ лесничеств к полномочиям органов власти в области лесных отношений как федерального, так и регионального уровня, что не позволяет реализовывать указанное мероприятие по лесоустройству.
  • Наличие разных значений целевого показателя «Поглощение лесами углерода» в документах стратегического планирования влечет неопределенность действий органов власти в вопросах организации мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов.
  • Реализация лесоклиматических проектов, которая должна была быть начата с 1 июля 2022 года, сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы, а также методики осуществления таких проектов.
  • По результатам контрольного мероприятия на объектах проверки установлены нарушения и недостатки в части: финансового обеспечения работ по развитию ЛесЕГАИС; функционирования разработанного в конце 2021 года приложения ЛесЕГАИС.mobile; ведения бухгалтерского учета; осуществления государственных закупок; финансового обеспечения государственного задания; использования имущества, в том числе закупленного в рамках Соглашения о займе; формирования НДК; несоблюдения положений Лесного кодекса, порядков мониторинга пожарной опасности в лесах, организации и выполнения авиационных работ, лесоустроительной инструкции и другие факты

Выявлены недостатки нормативно-правового характера в сфере охраны лесов от пожаров:

• отсутствие возможности привлечения в установленном порядке сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС в лесах местного и регионального уровней, возникших вследствие лесных пожаров, что влечет снижение оперативности принятия мер по стабилизации лесопожарной обстановки, а также эффективности расходования бюджетных средств;

• отсутствие механизма финансирования мероприятий по привлечению сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС в лесах;

• отсутствие механизма определения ущерба, нанесенного лесными пожарами, что влечет риски занижения его размера при росте площади лесных пожаров;

• отсутствие правил пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района, классификаций природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах, а также нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Минприроды России, к чьей компетенции относятся вопросы нормативно-правового регулирования;

• рассинхронизация времени определения класса пожарной опасности в лесах и времени назначения патрулирования лесов, что влечет риски несвоевременного обнаружения пожаров, а также увеличения затрат на мониторинг и ликвидацию возгораний;

• отсутствие в Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации плановых значений противопожарных мероприятий в разрезе лесничеств, что создает риски их неназначения и невыполнения по каждому лесничеству.

С целью решения вскрытых проблем Счетная палата предложила:

1..Направить информационное письмо Счетной палаты Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с предложением поручить Минприроды России, МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках установленной компетенции:

  • в срок до 30 января 2024 года проработать вопросы по: внесению изменений в Федеральный закон № 68-ФЗ в части установления возможности привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС в лесах и тушения лесных пожаров при введении ЧС местного и регионального уровней; определению механизма финансирования мероприятий по привлечению сил и средств для ликвидации ЧС в лесах; закреплению в нормативных правовых актах полномочий по установлению механизма расчета размера ущерба, нанесенного лесными пожарами;
  • в срок до 30 января 2025 года проработать вопрос по обеспечению проведения лесоустройства в отношении лесничества как территориальной единицы управления лесами.

2. Направить информационное письмо Счетной палаты Российской Федерации в Минприроды России с предложением:

  • поручить Рослесхозу в срок до 30 января 2024 года принять меры, направленные на: повышение качества представляемой из ИСДМ-Рослесхоз информации в отношении «термоточек» для субъектов Российской Федерации (алгоритмы распознавания, качество дистанционного зондирования Земли и др.); развитие модуля грозопеленгации; модернизацию блока моделирования развития пожара подсистемы автоматизированной подготовки рекомендаций по организации мониторинга и тушения лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз;
  • установить классификацию природной пожарной опасности лесов, классификацию пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, нормативы противопожарного обустройства лесов, а также правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района – в срок до 30 января 2025 года;
  • внести изменения в Типовую форму лесного плана субъекта Российской Федерации, предусмотрев мероприятия по охране лесов от пожаров, включая их объемы в разрезе лесничеств, – в срок до 30 января 2024 года;
  • внести изменения в Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов № 59, предусматривающие включение в состав государственного мониторинга воспроизводства лесов нового вида работ – оценки установленных требований к выращиванию саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород в лесных питомниках, – в срок до 30 января 2024 года;
  • подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Лесной кодекс в части отнесения мероприятия по закреплению на местности местоположения границ лесничеств к полномочиям федерального уровня или к переданным полномочиям, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, – в срок до 30 января 2024 года.

3. Направить информационное письмо Счетной палаты Российской Федерации в Федеральное агентство лесного хозяйства с предложением в срок до 30 января 2024 года рассмотреть вопрос о развитии дистанционного мониторинга использования лесов и применении при его осуществлении методов и технологий, позволяющих обеспечить сокращение временного промежутка между появлением незаконной рубки, ее выявлением и реагированием на нее компетентных органов.

4. Направить информационные письма Счетной палаты Российской Федерации в Федеральную антимонопольную службу по фактам нарушения законодательства о закупках и Губернатору Рязанской области по вопросам осуществления мероприятий, направленных на ликвидацию ЧС в лесах на территории Рязанской
области.

5. Направить представления руководителю Федерального агентства лесного хозяйства, директору федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», начальнику федерального бюджетного учреждения «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», Министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Министру лесного хозяйства Красноярского края, исполняющему обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министру природопользования Рязанской области с требованиями принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий выявленных нарушений и недостатков в срок до 31 мая 2023 года.

6. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Источнник: ach.gov.ru

Фото: Изображение с сайта freenaturestock.com

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.