Приближается срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не до жиру, быть бы живу
Правда сейчас, главная проблема у многих бизнесменов в разных секторах экономики, — где взять деньги на зарплаты. Апрельский карантин, неотвратимо бьющий по деловой активности, и жесткие слова президента о возложении на предпринимателей обязанности платить всем полную зарплату даже при остановке бизнеса, у многих вызвал шок. Если бы речь шла только о структурах, которые имеют средства для выплат людям, все было бы понятно. Но многие организации малого и среднего бизнеса еле сводят «концы с концами» даже в нормальной ситуации. При резкой остановке деятельности, когда средств нет, — взять деньги на зарплаты в долг, — означает угробить бизнес и все равно оставить сотрудников в ближайшей перспективе и без работы, и без зарплаты.
Когда доходы организации становятся ниже фонда зарплаты и обязательных начислений на нее, у бизнеса возникает простой вопрос. Не является ли аморальным безальтернативное требование к предпринимателю — платить зарплату людям в полном объеме? Он что должен заложить? Жизнь, тело, семью, жилье, остальное имущество?
Все понимают сложность ситуации, и большинство готово сделать все необходимое и возможное для общего дела, но возникает вопрос. Предприниматель такой же сын у руководителей страны как и все? Или он пасынок? А сотрудники небюджетных организаций? Ведь, честно платить налоги и формировать вместе со всеми финансовую «подушку безопасности» государства, — их святая обязанность. А сейчас, эта подушка используется (помимо обязательных чрезвычайных расходов) только для выплаты зарплат неработающим бюджетникам. Сотрудникам же малых и средних предприятий дорожка к ней закрыта. Где же этот пасынок, а точнее осел и козел отпущения на которого можно списать все беды и невзгоды нескольких миллионов работников бизнесструктур? А вот он, — окаянный предприниматель.
Пусть он не просит никакой поддержки для своей организации и себя лично. Пусть все заработанные организацией деньги отдаст на зарплату людям. Пусть сам готов отказаться от зарплаты. Все равно он будет подлецом в контексте озвученных требований и в глазах чиновничьего бомонда, если денег в организации не будет хватать на выплату полной зарплаты сотрудникам.
По моему мнению, порядочнее было бы и топ-чиновникам подумать обо всех необеспеченных гражданах, попавших в беду, а не только о тех, кого содержит бюджет и в «тучные» времена. Если у издыхающих малых предприятий не хватит средств на полную зарплату сотрудникам, стоило бы компенсировать людям из общей «подушки безопасности» хотя бы часть выпадающих средств.
И все таки есть надежда на определенные коррективы в идеологии поддержки людей. Возможно, озвученные императивы сформулированы поспешно, из- за сложной динамики развития ситуации и необходимости принятия конкретных решений незамедлительно. А принимались они с опорой на мнение не всегда достаточно компетентных, но досточно забронзовевших чиновников.
Трудности трудностями, а плата за НВОС — святое
Но все же вернемся к нашей теме, — плате за негативное воздействие на окружающую среду. Очень полезный для предпринимателей материал по этому вопросу размещен на сайте «Твой бизнес».
Приведем выдержки с этого сайта.
Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить.
Чем отличается экологический сбор от платы за НВОС
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2020 году.
Кто должен платить
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Кто не должен платить
Естественно, что мусор, образуясь при всех видах деятельности и у организаций, и у ИП, загрязняет окружающую среду, и за это надо платить. В этом случае необходимо распределить ответственность за платежи, таким образом, чтобы избежать двойного обложения.
По общему правилу плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. И здесь важно понимать, что является размещением отходов, ведь в быту мы под размещением понимаем складирование отходов в обычные мусорные баки.
В конкретном случае под размещением отходов подразумевается не просто складирование отходов, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например, на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).
Следовательно, если ИП или организация просто выбрасывает офисный или торговый мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже организация с которой, заключен договор на вывоз и размещение мусора, то вносить сбор за окружающую среду в этом случае не надо.
Согласно, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344, плата производится только за размещение отходов производства и потребления. Т.е. обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей среды возлагается на организацию, занимающуюся вывозом и размещением мусора. Проследите, чтобы в договоре, заключенном с такой организацией было прописано, что право собственности на мусор переходит от вашей организации к ней.
Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:
- отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
- отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
- есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год;
- имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
Понятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014). Данным Законом были внесены изменения в 94-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющегося основным законом, регулирующим вопросы платы за загрязнение окружающей среды.
В п. 1 появилось определение:
- стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
- передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
Также Закон № 219 ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в котором определено, что с 01.01.2016 г. плата за НВОС будет взиматься только за выбросы от стационарных источников.
Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.
Тарифные ставки
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет.
Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа, начиная с 23 сентября 2016 года, перестал действовать (Постановление правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где содержались правила расчета).
Ставки за загрязнение окружающей среды на 2019 год утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в последней редакции от 29.06.2018.
Тарифные ставки установлены в зависимости от категорий выбросов загрязняющих веществ:
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
В постановлении № 193 от 13.09.2016, в последней редакции от 29.06.2018 содержится 159 наименований загрязняющих веществ для данной категории. На 2020 годПравительство РФ планирует установить коэффициент 1,08 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С 17 марта 2017 года начали работать новые правила исчисления и взимания Платы за НВОС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее Правила).
Теперь для определенных случаев разработаны формулы расчета платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, которые действуют в 2020 году:
- при отсутствии разрешений на выбросы (сбросы) вредных веществ; (п.17-21 Правил);
- при отсутствии документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(п.17-21 Правил);
- в др. случаях (п. 12-16, 22 Правил).
Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объекты предприятия, в том числе и за IV категорию.
Сроки платы
Срок уплаты за загрязнение окружающей среды в 2020 году за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2020 года платеж не нужно перечислять.
Авансовый платеж за каждый квартал 2020 года = ¼ от суммы платы за предыдущий год.
Приведем пример. Сумма оплаты за 2019 год составила 170 000 рублей. На основании пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, нужно перечислить авансовые платежи в таком размере в следующие сроки:
- за 1 квартал — не позже 20 апреля 2020 года — 42 500 рублей;
- за полугодие — не позже 20 июля 2020 года — 42 500 рублей;
- за 9 месяцев — не позже 20 октября 2020 года — 42 500 рублей.
На основании п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год должна быть перечислена в бюджет не позже 1 марта 2021 года.
Такой порядок оплаты приводил к переплатам налога.
Согласно поправкам в Закон № 7-ФЗ, ИП или организации, обязанные ежеквартально вносить плату за НВОС, вправе выбирать, каким из трех способов рассчитывать и оплачивать размер квартального авансового платежа:
- 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
- 1/4 части суммы платы за НВОС, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
- Равном сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.
В декларации о плате за НВОС нужно будет указать, какой из трех способов расчетов и оплаты выбран ИП или организацией.
И вот после двух лет ожидания этих столь нужных изменений, 27.12.2019 года был принят Федеральный закон № 450-ФЗ, которым в статью 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены изменения.
Статья 16.4 этого закона выглядит так:
Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:
1. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год.
2. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
3. В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.»
Следовательно, теперь есть возможность выбрать подходящий вариант и избежать переплаты денежных средств.
Субъекты малого и среднего предпринимательства не исчисляют и не вносят авансовые платежи за НВОС. Для этой категории предпринимательства определен единоразовый срок оплаты до 1 марта 2020 года за 2019 год.
Общую сумму платы за 2019 год за загрязнение окружающей среды за минусом авансовых платежей необходимо внести до 1 марта 2020 года. Авансовые платежи в 2020 году выплачиваются в следующие сроки:
- за 1 квартал 2020 — до 20 апреля 2020 года;
- за полугодие 2020 — до 20 июля 2020 года;
- за 9 месяцев 2020 — до 20 октября 2020 год.
А общую сумму платы за 2020 года за загрязнение окружающей среды за минусом авансовых платежей необходимо внести до 1 марта 2021 года.
Порядок внесения платы
Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды в 2020 году следует составлять так же, как и поручения на уплату налогов (страховых взносов) — то есть, по общим правилам. Учтите, что сумму оплаты необходимо перечислять в банк одним платежным поручением на счета территориальных управлений Федерального казначейства. Об этом говорится в письме Минфина России от 24.07.2008 № 03-06-06-04/1.
Заполняя платежные поручения, укажите КБК Росприроднадзора, который является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Таким образом, в 2020 году КБК для уплаты следующий: 048 1 12 010X0 01 6000 120, где X — вид загрязнения окружающей среды.
КБК
Название платежа | КБК 2020 года |
За выбросы в водные объекты | 048 1 12 01030 01 0000 120 |
За размещение отходов производства и потребления | 048 1 12 01040 01 0000 120 |
За выбросы в атмосферу стационарными объектами | 048 1 12 01010 01 0000 120 |
За другие виды негативного воздействия на окружающую среду | 048 1 12 01050 01 0000 120 |
В завершении добавим, что если у организации (или ИП) нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, то им не нужно ни проходить регистрацию в Росприроднадзоре, ни платить за мусор.
В статье использованы материалы «ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В 2020 ГОДУ» сайта «Твой бизнес».
Фото: pixabay.com
Оставьте первый комментарий