Перед нашим народом часто стоял выбор, что делать, наткнувшись на бурные пороги реки истории: сложить руки и разбить свою лодку о камни или найти силы и провести ее через все преграды, набравшись опыта и окрепнув.
Сейчас мы вновь находимся на развилке. Если не сможем сплотиться, не выстоим под мощным внешним давлением, а еще и отстанем в экономическом и технологическом развитии, то весьма вероятно нас как народ постараются убрать с исторического поля.
Для консолидации усилий нужна идеология, принимаемая народом, и общие дела.
Патриотизм, базирующийся на бессознательной любви к Отечеству, на традиционных ценностях, идеалах гуманизма, на понимании роли государственных институтов, как основного щита перед внешними и внутренними угрозами , и является такой идеологией.
Приборка же в стране, наряду с развитием экономики, укреплением обороноспособности, социальными программами и борьбой с коррупцией – есть именно то созидательное, понятное и посильное всем без исключения дело, наполняющее идеологию патриотизма конкретным содержанием. Не случайно и один из национальных проектов получил название «Экология».
Напомню мысли Н. С. Михалкова, которые он последовательно пытается донести до нашего сознания уже много лет: «…надо просто прибраться в стране. Мы живем в чудовищной грязи, в ужасающих дорогах, и мы к этому привыкли, принюхались к этому, мы этого не замечаем», «Мы живем в грязной стране, заваленной бутылками в лесах,… и ничего не делаем, чтобы это изменить», «Корень проблем — это то, что мы не научились считать нашу страну своим домом».
Михалков – художник и гражданин говорит о патриотизме. Если любишь Россию, сделай ее своим уютным домом, а не превращай в отхожее место.
Руководство России не случайно стало активно проводить в жизнь эту идеологию.
В рамках бюджета национального проекта «Экология» (4041 млрд рублей) на Комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) запланировано привлечь до 2024 года 296,2 млрд рублей. Деньги весьма серьезные. Они должны пойти на ликвидацию несанкционированных свалок, ликвидацию наиболее опасных в экологическом отношении объектов, организацию эффективной системы утилизации и обезвреживания отходов. Реализацией мусорной реформы занимается созданная в прошлом году публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор». Контроль за деятельностью компании осуществляет ее наблюдательный совет, состоящий из 5 человек: Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министра промышленности и торговли Российской Федерации и генерального директора компании.
В соответствии с паспортом национального проекта финансирование осуществляется через бюджет (чуть больше 20%) и с помощью внебюджетных источников. Внебюджетные источники — это прежде всего облигационные займы и прямые инвестиции (вхождение в капитал, заемное финансирование, концессия и др.) в создаваемую инфраструктуру сбора, сортировки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
Привлекательность для инвесторов создаваемых объектов системы обращения с ТКО — очевидна. Экономика говорит сама за себя. Мусор будет всегда и платить за избавление от него обязаны все: жители, организации и государство. А значит инвестору при разумном, экономически обоснованном отношении к нему государственных институтов гарантирован возврат вложенных средств и хорошая доходность.
Успешность всех «мусорных» новаций будет зависеть именно от профессионализма и разумности руководителей Российского экологического оператора и других вовлеченных государственных институтов, от того удастся ли им создать стабильные взаимовыгодные (для людей, государства и инвесторов) правила работы, противостоять соблазнам и коррупции.
Одна из проявившихся проблем — попытки на местах монополизировать отрасль. Способов убрать конкурентов достаточно, а результат — снижение качества работы и повышение материальных издержек плательщиков.
Положительные результаты должны увидеть люди. Пока же, несмотря на готовность людей активно участвовать в раздельном сборе мусора, на понимание необходимости изменений в отрасли, есть скепсис в отношении конкретных действий региональных операторов. Например, к чему привело упорядочение платежей региональным операторам за вывоз мусора в деревнях. Зачастую деньги платятся, а мусор жители выбрасывают как и прежде сами стихийно, куда придется. И речь идет не только об отдаленных населенных пунктах, но и о ближайшем Подмосковье. Причина – отсутствие контейнеров и контейнерных площадок. Ответы региональных операторов на жалобы всегда типовые: «За контейнерные площадки отвечает администрация сельского поселения». Хотя формально к ответу трудно придраться, но у жителя формируется негативное отношение к реформе, как к очередной схеме отнятия денег у граждан. Если уж координировать работу из одного центра, надо отвечать и за взаимодействие со всеми участвующими в ней структурами.
Большое хорошее дело в 2019 году сделал Российский экологический оператор. Им была создана и успешно внедрена системы мониторинга ситуации и сбора жалоб от населения по поводу обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на местном и региональном уровнях. Система называется «РЭО Радар» https://radar.reo.ru/. Самое существенное, что окончательное решение по устранению недостатков должен одобрить сам заявитель. Думаю, о результатах ее работы сможем более подробно узнать в будущем.
Оставьте первый комментарий