Отчет Банка России за 2021 год особенный. Он показывает, в каком состоянии наша финансовая система подошла к рубежу, за которым начинаются существенные структурные изменения в экономике и на самих финансовых рынках.
Как и в предыдущие годы отдельный раздел отчета посвящен содействию устойчивому развитию. Ниже находятся основные тезисы доклада по этой тематике.
РАЗВИТИЕ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ИНФРАСТРУКТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ КОМПАНИЙ ПО ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА
Банк России принял участие в подготовке таксономии проектов устойчивого развития и требований к системе их верификации – базового методологического документа, определяющего направления деятельности и критерии отнесения проектов к категории «зеленых» и адаптационных проектов.
В 2021 году Банк России внес изменения в стандарты эмиссии ценных бумаг, согласно которым эмитенты могут маркировать свои облигации как «зеленые», если они направлены на финансирование проектов, являющихся «зелеными» в соответствии не только с международными принципами, но и с российской таксономией. Маркировка предусмотрена при условии обязательной верификации, что позволяет гарантировать соответствие таких облигаций международно признанным подходам и минимизировать риски гринвошинга. Также Банк России смягчил условия выпуска «зеленых» и социальных облигаций. В частности, право требовать досрочное погашение облигаций перестало быть обязательным, эмитент может самостоятельно определить в проспекте последствия нецелевого использования привлеченных инвестиций; эмитент может использовать полученные от размещения облигаций денежные средства до направления их на финансирование «зеленых» проектов, если соответствующие положения предусмотрены в политике по управлению денежными средствами.
В 2021 году продолжился рост Сектора устойчивого развития ПАО Московская Биржа (далее – Сектор), который состоит из четырех самостоятельных сегментов: «зеленых» облигаций, социальных облигаций, облигаций устойчивого развития и национальных и адаптационных проектов. Объем Сектора увеличился более чем в восемь раз по сравнению с 2020 годом (с 24 до 192 млрд рублей).
Банк России приступил к разработке новых финансовых инструментов устойчивого развития: адаптационных облигаций, облигаций с привязкой к целям устойчивого развития и облигаций климатического перехода.
С 2021 года Банк России в рамках общего надзора, а также при осуществлении контроля за управлением конфликтом интересов осуществляет наблюдение за деятельностью кредитных рейтинговых агентств при присвоении ими ESG-рейтингов, а также их использованию на финансовом рынке. Эта информация ляжет в основу оценки и разработки подходов к регулированию деятельности по присвоению и использованию ESG- рейтингов на финансовом рынке.
Банк России в целях оценки рисков и системного раскрытия публичными акционерными обществами информации об учете ESG-факторов и вопросов устойчивого развития опубликовал на своем официальном сайте рекомендации4, направленные на повышение качества раскрываемой публичными компаниями информации в области устойчивого развития. Кроме того, Банк России опубликовал рекомендации по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития5. В них определены базовые принципы и подходы к организации деятельности совета директоров, который должен уделять надлежащее внимание оценке тенденций в сфере учета ESG-факторов.
АНАЛИЗ И УЧЕТ ESG-РИСКОВ
Деятельность Банка России в 2021 году была в основном сконцентрирована на оценке переходных климатических рисков, которые существенно возросли в условиях перехода к низкоуглеродной экономике (с учетом новых договоренностей, достигнутых на климатической конференции ООН (COP26) в ноябре 2021 года). В 2021 году была проведена работа по нескольким направлениям анализа климатических рисков. В рамках мероприятий по стресс-тестированию проведена оценка потенциального влияния переходных климатических рисков, в частности введения трансграничного углеродного регулирования, на крупнейших российских экспортеров и финансовый сектор. Результаты этого стресс-теста опубликованы на официальном сайте Банка России.
По итогам стресс-теста были получены ключевые прогнозные показатели долговой нагрузки компаний-экспортеров из наиболее углеродоемких отраслей и проведена оценка влияния на нормативы достаточности капитала банков-кредиторов, а также проанализирована подверженность страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов переходным климатическим рискам.
Кроме того, Банк России начал разработку внутренней методологии оценки уровня климатической нейтральности крупнейших нефинансовых организаций и мер, принимаемых такими организациями для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Также был проведен мониторинг тенденций в стратегиях устойчивого развития наиболее углеродоемких компаний российской экономики за 2020 год и первое полугодие 2021 года с целью определения их готовности к энергопереходу, а также мониторинг стратегий крупнейших инвесторов в части учета ESG-рисков.
Банк России активно взаимодействовал с участниками финансового рынка по вопросам устойчивого развития. В 2021 году проведен опрос финансовых институтов об учете ими ESG-факторов и климатических рисков в своей деятельности, по итогам которого был сделан вывод о недостаточном уровне учета компаниями финансового сектора климатических рисков. В связи с этим Банк России опубликовал рекомендации страховщикам2 и отдельным участникам финансового рынка3 по учету климатических рисков в своей деятельности, провел ряд встреч с банками на тему достаточности нефинансовых данных от корпоративных заемщиков для более корректного и полного учета климатических рисков финансовыми организациями, а также разработал подходы к учету климатических рисков в регулировании финансовых организаций.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТОРГОВЛИ УГЛЕРОДНЫМИ ЕДИНИЦАМИ
В рамках перехода к экономике устойчивого развития, в том числе характеризующейся низкими уровнями выбросов парниковых газов, в 2021 году при участии Банка России разработан и принят Федеральный закон № 296-ФЗ1, определяющий правовые основы национального углеродного регулирования. В частности, российское углеродное регулирование базируется на минимизации негативного влияния выбросов парниковых газов от производств посредством реализации климатических проектов, верифицированным результатом которых являются углеродные единицы.
В целях выработки подходов к организации системы торговли углеродными единицами в Российской Федерации в 2021 году Банк России прорабатывал вопрос правовой природы углеродной единицы как предмета организованной торговли, возможности использования инфраструктуры российского финансового рынка для их обращения.
Банк России участвовал в разработке закона о проведении эксперимента по ограничению выбросов и поглощению парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации2, который предусматривает тестирование различных методик и подходов к мониторингу и учету выбросов парниковых газов, реализации климатических проектов, а также учету и обращению углеродных единиц.
ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, В ОПЕРАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ
В 2021 году рабочая группа по финансированию устойчивого развития в Банке России выбрала восемь целей устойчивого развития, сформулированных Организацией Объединенных Наций в 2015 году, для внедрения в операционную деятельность Банка России.
В рамках достижения социальных целей устойчивого развития Банк России провел исследование вовлеченности, согласно которому для 85% респондентов повестка устойчивого развития важна и актуальна, 70% считают Банк России социально ответственным работодателем.
Продолжена оценка практик привлечения, продвижения и вознаграждения сотрудников с точки зрения равных возможностей для мужчин и женщин. В Банке России в 2021 году работало 45% мужчин и 55% женщин. Доля женщин в руководстве организации составила 42%, в топ-руководстве – 32%. Структура карьерных изменений была следующая: из числа сотрудников, получивших повышение, 56% – женщины, 44% – мужчины.
Банк России также провел внутренние обучающие и просветительские мероприятия, охватывающие широкий круг вопросов повестки устойчивого развития.
Проведен анализ объектов негативного воздействия на окружающую среду
Банка России. Собрана полная информация о количестве объектов в зависимости от степени их воздействия на экологию. Также выявлены виды негативного воздействия (выбросы, сбросы, отходы) каждого объекта. Проведена централизация данных по объектам негативного воздействия Банка России на окружающую среду. Объекты в зависимости от уровня негативного воздействия на экологию подразделяются на четыре категории. В Банке России учтено 348 объектов негативного воздействия, из которых 2% оказывают умеренное воздействие, 61% – незначительное, 22% – минимальное и 15% не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.
В 2021 году Банк России внедрил практику применения в договорах, заключаемых с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по результатам закупочных процедур, соглашения о двустороннем соблюдении принципов экологической и социальной ответственности. Соглашение содержит заверения сторон о намерении соблюдать ключевые положения повестки устойчивого развития: бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам, соблюдение гражданских прав работников обеих сторон и обеспечение справедливого отношения к ним.
В портфеле закупок Банка России доля закупок, нейтральных по степени воздействия на экологию и человека, составила 21%. Из оставшейся части закупок, в которых применимы дополнительные требования, позволяющие сократить уровень негативного влияния на экологию и человека, такие требования были применены в 27% закупок. Наиболее часто экологические и социальные критерии применялись по категориям «Системы безопасности и охраны» (44%) и «Инженерные системы жизнеобеспечения» (16%).
Источник: cbr.ru
Фото с сайта pixabay.com
Оставьте первый комментарий