Сохранение водных ресурсов

Сохранение водных ресурсов

О палитре вопросов, связанных с сохранением водных ресурсов, рассказал на своей пресс-конференции руководитель Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов.

Вот некоторые тезисы его выступления и ответов на вопросы.

О задачах

«Проблема климатических изменений сегодня уже становится более осязаемой для нас, как для граждан разных государств и стран. Есть страны, которые напрямую страдают уже сегодня от повышения уровня Мирового океана, моря. И для них эта повестка уже сегодняшнего дня. Что касается России, то мы тоже наблюдаем определенные климатические аномалии. Помимо устойчивого роста температуры, например, а нашем арктическом регионе, где теплеет в среднем в два раза быстрее, чем в мире, мы видим и такие процессы, как засухи, тайфуны, наводнения – опасные природные явления, которые повторяются или проходят в тех регионах, где обычно этого не наблюдалось».

«Основными задачами Федерального агентства водных ресурсов являются повышение водообеспеченности населения путем строительства водохранилищ, каналов, межбассейновой переброски водных ресурсов с тех бассейнов, которые являются водоизбыточными в вододефицитные, строительство сооружения инженерной защиты – дамб, реконструкция имеющихся гидротехнических сооружений для обеспечения их безопасного функционирования и предотвращения возможного ущерба населению и объектам экономики. Это наша непосредственная деятельность, которую мы ведем из года в год. И вся она укладывается в логику адаптации к климатическим изменениям. Это повышение защищенности и безопасности населения от наводнений, частоту которых мы видим, и создание гарантированных условий водообеспечения граждан и экономики водными ресурсами в повседневной жизни».

О проблемах Дона

«Основная задача – сохранение водности. Мы порядка 15 лет уже фиксируем маловодье на Дону, что и заставляет нас системно заняться этой задачей. Понятно, что ее за один день не решишь, поэтому и план рассчитан до 2030 года»

«Дон наряду с Кубанью – так же основная водная артерия Азовского моря. И благополучие Дона напрямую влияет на состояние Азовского моря с точки зрения солености. А в свою очередь соленость влияет или изменяет биоразнообразие как устьевой части Дона, так и Азовского моря. Поэтому с точки зрения экологии это сегодня хрупкая экосистема водная, которая требовала от нас первоочередного внимания».

«Вопрос сохранения этой реки носит для нас актуальный и первоочередной характер. И, естественно, он многогранный: начиная от экологии и заканчивая экономикой, энергетикой, обеспечением судоходства и обеспечением водоснабжения населения, обеспечением продовольственной безопасности».

«С точки зрения экономики снижение водности Дона ставит вопрос обеспечения судоходства, а это главная воднотранспортная артерия сегодня. Она связывает пять морей, обеспечивает выход в океаны, по ней экспортируется порядка 40 % грузов российских».

«Учитывая благоприятные погодные и климатические условия, в бассейне Дона активно развивается сельское хозяйство … Сегодня около 2 кубических километров воды в нормальные годы используется именно для целей сельского хозяйства».

«Среди ключевых мероприятий – это ремонт систем очистных ЖКХ в целях снижения загрязнения реки по линии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Это строительство дополнительного гидротехнического сооружения – Багаевского гидроузла в низовьях Дона, который позволит нам сэкономить от 3 до 5 кубокилометров воды, снизив в летний период, в период обеспечения навигации, расход с Цимлянского водохранилища. Сэкономленные ресурсы пойдут на обеспечение санитарной проточности в зимний период. И как следствие – улучшение экологического состояния реки … Дополнительный объем воды можно будет распределить как на экологию, так и на нужды нашей экономики и народного хозяйства».

«Помимо прочего будут осуществлены расчистки русел рек, инвентаризация перегораживающих сооружений на притоках реки в целях обеспечения ее проточности и, как следствие, ликвидация застойных явлений. И в целом улучшения санитарного состояние реки и бассейна».

«До 2030 года нам понадобится порядка 100 миллиардов рублей. Порядка 41 у нас есть в утвержденном законе о бюджете … А 60 – это уже задача на перспективу, задача формирования бюджета 2023-го и последующих годов».

О проектах по сохранению уникальных водных объектов

«Расчищено нами уже в период реализации проектов свыше 80 километров русел рек и 8 с половиной тысяч гектаров озер и водохранилищ в целом по стране. Эти цифры – итоги 2020 года. По итогам 2021 года протяженность увеличится до 140 километров. План на 2024 год – это 550 километров, как минимум, русловых участков. Что касается географии, то ежегодно в этом проекте принимают участие порядка 50-55 субъектов Федерации».

«Какие работы проводятся? Прежде всего, по восстановлению проточности, санитарного состояния русел, по снижению количества участков мелководий на прудах, озерах и водохранилищах. Это приводит к улучшению, прежде всего, санитарного состояния либо реки, либо водохранилища с ликвидацией застойных явлений, как следствие снижение процессов цветения воды. И улучшения ее качества и повышение рекреационного и питьевого и прочего потенциала того или иного водного объекта».

О водохранилищах

«Водохранилища, особенно в Центральной части России, наиболее хрупкие водные системы. Они и создаются, и создавались под определенные изначально задачи … Деньги просто так на них не тратят … Эксплуатация этих водохранилищ, поддержание их в надежном санитарном состоянии – это первоочередная задача всех органов власти, в том числе, и нашего Агентства для целей обеспечения питьевого водоснабжения большого количества населения нашей страны».

«Если мы говорим о волжских водохранилищах, то это и санитария, и водный путь».

«Все водозаборы адаптированы, в том числе, водозаборы водоканалов, под уровни водохранилищ. Не будь их, всю инфраструктуру придется перестраивать, тратить на это огромные деньги. И в том числе, на обеспечение судоходства, функционирования нашей единой глубоководной системы от Балтики до Каспия. Именно путем поддержания уровней водохранилищ, их санитарного состояния мы решаем задачи по обеспечению и питьевого водоснабжения, и судоходства».

«В рамках нацпроекта «Экология» реализуется проект по оздоровлению Волги. И основная задача – это модернизация очистных сооружений в 16 субъектах Федерации, прибрежных территориях, по территориям которых протекает Волга. Плюс Московская область как большая агломерация, которая через Оку выносит загрязняющие вещества в Волгу. И там стоит масштабная задача по сокращению в три раза к 2024 году объемы сточных вод, загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волга. И к 2024 году мы должны ее решить, что существенным образом скажется именно на экологии речного бассейна Волги».

О Байкале

«Корпорация «Росатом» ведет работы по обезвреживанию и утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Сейчас пока завершается стадия проектирования. Мы рассчитываем, что к середине года соответствующий проект будет готов, и во второй половине 22-го года можно будет уже приступить к обезвреживанию и утилизации этих отходов. Но параллельно с этим корпорацией «Росатом» уже ведется мониторинг уровня этих шламовых вод в местах скопления отходов и принимаются меры по понижению при необходимости этого уровня воды, то есть откачки, как раз для недопущения переполнения карт и, как следствие, попадания загрязняющих веществ в озеро».

«Параллельно у нас реализуется три группы мероприятий. Первая – это, естественно, расчистка русел рек в районе скопления отходов. Мы для себя определили 4 водных артерии, которые требуют расчистки. В этом году все работы будут уже завершены. По трем речкам работы по расчистке завершены уже на сегодняшнюю дату, по четвертой (в районе Слюдянки, если мне память не изменяет) работы будут завершены в декабре текущего года. Это с точки зрения как раз повышения пропускной способности русел, для того чтобы вода с селевыми потоками не попала на промплощадку ЦБК и, как следствие, не было соприкосновения с отходами и попадания этих отходов в озеро. Кроме того, Иркутской областью реализуется проект вообще по селезащите, и промплощадки Слюдянского района в целом. Сейчас эти работы в стадии проектирования. Впоследствии они будут реализованы, что тоже повысит гарантию именно защиты не только озера, но и населения Слюдянского района от возможного схода селей, поскольку мы знаем, что эта территория достаточно селеопасная».

О паводках

«Совместно с регионами определены примерно 8,5 тысяч первоочередных зон затопления, которые подлежат установлению и внесению в кадастр недвижимости, отображение их в градостроительных планах как зон с особыми условиями территорий, где, условно говоря, строительство объектов капитального строительства, инженерная инфраструктура, жилых домой и т.д. невозможно без надлежащей инженерной защиты – либо путем строительства дамб, либо путем повышения территорий, либо свайного строительства. Из этих 8,5 тысяч на сегодняшний день подготовлено субъектами около 5,5. Внесены в ЕГРН, утверждены и поставлены на учет порядка 4,5, то есть более половины. Мы нацеливаем регионы закончить эту работу к 25-му году».

«Что касается Дальнего Востока, то это одна из наиболее паводкоопасных территорий нашей страны, прежде всего, Амурский бассейн. В чем, собственно говоря, опасность и необходимость там соответствующих мероприятий по инженерной защите? Ровно в том, что паводки там носят, скажем так, характер или вызываются вследствие заходящих туда циклонов. Имею в виду, что там нет как такового характерного половодья, которое можно предсказать, заранее подготовиться. Все паводки там происходят в июле-августе месяце. В этом году, правда, тоже была определенная аномалия, что они сместились на сентябрь и чуть- чуть раньше начались, в конце июня. Но это аномалия погодная, вызванная осадками. Сложность таких паводков в том, что их тяжело предсказать – зайдет циклон, не зайдет, куда он пойдет, как он по горным хребтам, переберется из Азии или не переберется, с какой интенсивности дойдет до нас и какой уровень разрушительного воздействия как следствие окажет».

«Ведутся работы в отношении защиты крупных населенных пунктов, таких как Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Но, вместе с тем, мы совместно с субъектами определили еще порядка 58 приоритетных объектов защиты от наводнений, и это требует нашей постоянной работы. Что сделано на сегодняшний день? На три года нами запланирована реализация 22 из них. Это: Забайкальский край (защита Читы, Шилки, Чернышевска), Амурская область (сёла Гродеково, Владимировка, Ивановка, которые в том числе подвергались наводнению и в этом году), Бурятия (Улан-Удэ, поселок Наушки, где в этом году тоже были соответствующие неблагоприятные явления), Еврейская автономная область (село Ленинское и еще три населенных пункта), Приморский край (город Уссурийск), Хабаровский край (Комсомольск-на-Амуре). Эти мероприятия будут реализованы до 24-го года. Да, конечно, это требует финансирования, но в федеральном бюджете как раз предусмотрены субсидии регионам в объеме 5 миллиардов ежегодно как раз на эти цели, на реализацию защиты от наводнений в Амурском бассейне».

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.