Всемирный фонд дикой природы, Центр стратегических разработок, Российское экологическое общество и Экологический союз подготовили доклад «Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России».
В докладе проанализирован зарубежный опыт, состояние и перспективы развития института «зеленых» закупок в России.
Доклад получился объемным. Он изложен на 64 листах. Так, что же предлагается делать?
Экомаркировка — это важно
Суть доклада сформулирована руководителем проекта «Контрактная система» ЦСР Ольгой Анчишкиной: «Пандемия коронавируса поставила мир перед выбором: мы либо продолжаем безответственно обогащаться и стремительно вовлекаем себя в череду смертельных катаклизмов, либо восстанавливаем экономическую систему, основанную на экологическом равновесии. Зеленые закупки — один из фундаментальных блоков нового типа хозяйственного цикла. Надо незамедлительно брать в работу нормы, правила, технологии — все, что уже продумано, опробовано и собрано в данном докладе».
Одним из ключевых тезисов доклада является предложение развивать государственные «зеленые» закупки на основе экомаркировк так называемого 1 типа.
Вот характеристика видов экомаркировки, приведенная на сайте «ECONET»
Выделяют три основных типа экомаркировки продукции, и требования к их разработке устанавливаются соответственно международными стандартами ИСО — 14 021, 14 024 и 14 025 (существуют также их российские версии).
Экологическая маркировка 1 типа (экологическая сертификация)
Экомаркировка 1 типа — это добровольная многокритериальная программа сертификации третьей стороной, в результате которой выдается лицензия на использование на продукции специальной маркировки. Этот эко-знак свидетельствует о том, что данный вид продукции (в рамках определенной группы однородных товаров) прошел проверку, которая доказала минимальное воздействие данной продукции на окружающую среду в течение всего ее жизненного цикла (Life cycle assessment, LCA) (ИСО 14 024).
Доверие к программе определяется, в первую очередь, доверием к осуществляющей ее организации, открытостью информации о критериях оценки и их ясностью. Большинство программ экомаркировки 1 типа объединены во Всемирную организацию экомаркировки (Global Ecolabelling Network, GEN). Эта ассоциация была создана в 1994 году. Основная её цель – повысить эффективность продвижения экологической маркировки на межправительственном уровне. В настоящее время она объединяет 27 программ.
Экологическая маркировка типа 2 (экологическая самодекларация)
Экологическое заявление изготовителя, импортера, дистрибьютора, продавца или любой другой стороны, которая может получить выгоду от такой декларации, сделанное без сертификации и без подтверждения независимой третьей стороной (ИСО 14 021). Стандарт ИСО 14 021 описывает подходы к составлению таких заявлений, использованию определенных терминов, а также требования в отношении подтверждения таких заявлений третьей стороной.
Экологическая маркировка типа 3 (экологическая декларация)
Экологическая декларация продукции (Environmental product declaration, EPD) – это по своей сути всесторонний отчет о составе и экологических характеристиках продукта, подготовленный на основе оценки его жизненного цикла, и получивший подтверждение третьей стороны о достоверности представленных в нем данных.
Программа экологического декларирования типа 3 – добровольный процесс, в ходе которого отрасль экономики или независимый орган разрабатывает требования к экологической декларации типа 3, включая установление минимальных требований, выбор категорий параметров, определение формы участия третьих сторон, а также способов обмена информацией с внешними сторонами. Экологическое декларирование типа 3 основано на данных оценки жизненного цикла продукции и служит для сравнения продуктов различных категорий. Оно получило широкую популярность в развитых странах в последние годы.
Может быть государственная экомаркировка?
Нам представляется не совсем корректным ограничиваться в системе «зеленых» госзакупок ориентацией исключительно на экомаркировки 1 типа. Ведь при получении или применении всех трех типов экомаркировки предусматривается участие независимой третьей стороны. По-нашему мнению, разумной альтернативой этих видов маркировок могла-бы быть государственная экологическая маркировка.
Такой подход в большей степени обеспечивает равные условия в конкурентной борьбе претендентов на поставки по государственным «зеленым» закупкам.
В целом, доклад является полезным системообразующим источником информации о «зеленых» госзакупках.
Вебинар «Зеленые государственные закупки – мировой опыт и перспективы в России. Для чего и как внедрять зеленые закупки в вузах?»