
Мы живем в непростые времена. В мире идет жесткая драка за сферы влияния.
В этой борьбе наши конкуренты демонстрируют приверженность одному правилу: « Если хватит сил, разрушу любую конструкцию (политическую, экономическую, духовную) для получения геополитического выигрыша».
На Россию идет мощное давление по всем фронтам. Вводятся беспрецедентные экономические санкции, переформатируется общественное сознание на базе оголтелой русофобии, наращиваются военные мускулы недружественного окружения, причем, наши союзники зачастую демонстрируют национальный эгоизм, а не приверженность союзническим отношениям. Все это заставляет концентрироваться не просто на решении задачи вывода страны в лидирующую мировую группу, сохраняя характер социального государства, а, одновременно, думать и об ее выживании. На первое место выходят задачи создания достаточного для сдерживания наших «партнеров» оборонного потенциала и технологического прорыва в будущее.
На решение задач обще планетарного масштаба, таких как охрана окружающей среды (ООС), не всегда хватает ресурсов. И только зрелые политические системы способны даже в сложных условиях уделять должное внимание ответам на глобальные вызовы.
Посмотрим, что у нас происходило с финансированием и состоянием ООС в последнее десятилетие. В качестве исходной точки возьмем 2012 год, так как именно с 2012 года, официальная статистика ведется в соответствии с международным классификатором направлений природоохранной деятельности «CEPA-2000».
Используем информацию с сайта Росстата . Для удобства сравнения затрат на природоохранную деятельность, объемы финансирования пересчитаем на уровень цен 2012 года с помощью приведенных ниже коэффициентов инфляции.
Сравнительный анализ несколько затрудняется качеством официальной статистики. Из общей картины вываливается несоответствие двух цифр за 2012 год. По приведенным Росстатом данным, эксплуатационные расходы на обращение с отходами в 2012 году превысили общие расходы на обращение с отходами. Скорее всего это ошибка.

Расходы на ООС в РФ (млн. рублей) по годам
Статьи расходов | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Общий объем расходов | 445817 | 479169 | 559703 | 582128 | 590865 | 658035 | 721311 |
Общий объем расходов в ценах 2012 года с учетом инфляции | 445817 | 449604 | 493322 | 459881 | 414196 | 437725 | 468059 |
Охрана атмосферного воздуха | 89236 | 93251 | 112412 | 102765 | 102307 | 122830 | 130918 |
Охрана атмосферного воздуха в ценах 2012 года с учетом инфляции | 89236 | 87497 | 99079 | 81184 | 71717 | 81706 | 84952 |
Сбор и очистка сточных вод | 186445 | 204354 | 223439 | 234112 | 235553 | 239092 | 246917 |
Сбор и очистка сточных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции | 186445 | 191745 | 196939 | 184948 | 165123 | 159044 | 160224 |
Обращение с отходами | 41022 | 51611 | 60885 | 68482 | 66652 | 79517 | 91735 |
Обращение с отходами в ценах 2012 года с учетом инфляции | 41022 | 48427 | 53664 | 54101 | 46723 | 52895 | 59527 |
Защита и реабилитация земель, подземных и поверхностных вод | 36498 | 33486 | 36105 | 37952 | 44535 | 33649 | 30746 |
Защита и реабилитация земель, подземных и поверхностных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции | 36498 | 31419 | 31823 | 29982 | 31219 | 22383 | 19951 |
Общий объем затрат в % к ВВП | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Текущие (эксплуатационные) расходы на ООС в РФ (млн рублей) по годам
Статьи расходов | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Расходы на ООС (всего) | 239170 | 254377 | 269838 | 292074 | 306534 | 320947 | 345464 |
Расходы на ООС (всего в ценах 2012 года с учетом инфляции) | 239170 | 238682 | 237835 | 230738 | 214880 | 213494 | 224171 |
На охрану атмосферного воздуха | 47062 | 44800 | 50920 | 58250 | 56851 | 56906 | 61075 |
На охрану атмосферного воздуха в ценах 2012 года с учетом инфляции | 47062 | 42036 | 44881 | 46018 | 39853 | 37854 | 39632 |
На сбор и очистку сточных вод | 121332 | 132818 | 136468 | 145147 | 154313 | 163261 | 173688 |
На сбор и очистку сточных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции | 121332 | 124623 | 120283 | 114666 | 108173 | 108601 | 112706 |
На обращение с отходами | 45798 | 50402 | 55702 | 60256 | 63580 | 70041 | 79885 |
На обращение с отходами в ценах 2012 года с учетом инфляции | 45798 | 47292 | 49096 | 47602 | 44570 | 46591 | 51837 |
На защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод | 13701 | 15337 | 15266 | 16660 | 19526 | 15452 | 15347 |
На защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции | 13701 | 14391 | 134555 | 13161 | 13688 | 10279 | 9959 |
Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников РФ (тысяч тонн)

Выбросы, улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников РФ (миллионов тонн)

Поступление загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы по РФ

Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в РФ (миллионов тонн)

Ввод в действие мощностей по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от загрязнения в РФ

Мы видим, что санкционное давление после 2014 года оказало влияние на финансирование ООС как в целом, так, соответственно, и отдельных направлений природоохранной деятельности. В частности, это сказалось на вводе мощностей по охране водных рессурсов и атмосферного воздуха. Так за 2012 — 2014 годы в среднем в год вводилось мощностей по очистке сточных вод на 1848 тысяч куб. метров; мощностей систем оборотного водоснабжения на 1535 тысяч куб. метров; мощностей для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов на 6140 тысяч куб. метров. За период же 2015 — 2018 годы средние ежегодные показатели значительно ниже. Соответствующие значения вводимых мощностей равны 680 тысячам куб. метров; 1230 тысячам куб. метров и 3082 тысячам куб. метров.
Заметно и замедление динамики снижения вредных выбросов в атмосферу.
Однако, снижение затрат нельзя считать критическим. Практически стабильным оставалось состояние сточных вод. Объемы же утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления устойчиво росли. В целом, руководству страны и отраслей удалось удержать финансирование на уровне 0,7 % от ВВП страны, то есть колебания объемов финансирования не вышли за пределы 0,1 % ВВП. Более того, к 2019 году расходы на ООС приблизились к досанкционному уровню в сравнительных ценах.
Именно выравнивание ситуации позволило перейти в 2018 году к новому этапу работы в рамках национального проекта «Экология», на финансирование которого до 2024 года предусматривается привлечь 4041 млрд рублей.
Оставьте первый комментарий