Прогнуть не получилось

Расходы на ООС (охрану окружающей среды)

Мы живем в непростые времена. В мире идет жесткая драка за сферы влияния.

 В этой борьбе наши конкуренты демонстрируют приверженность одному правилу: « Если хватит сил, разрушу любую конструкцию (политическую, экономическую, духовную) для получения геополитического выигрыша».

 На Россию идет мощное давление по всем фронтам.  Вводятся  беспрецедентные  экономические санкции, переформатируется общественное сознание на базе оголтелой русофобии, наращиваются военные мускулы недружественного окружения, причем, наши союзники  зачастую демонстрируют национальный эгоизм, а не приверженность союзническим отношениям.  Все это заставляет концентрироваться не просто на решении задачи вывода страны в лидирующую мировую группу, сохраняя характер социального государства,  а, одновременно, думать и об ее выживании. На первое место выходят задачи создания достаточного для сдерживания наших «партнеров» оборонного потенциала и технологического прорыва в будущее.

На решение задач обще планетарного масштаба, таких как охрана окружающей среды (ООС), не всегда хватает ресурсов. И только зрелые политические системы способны даже в сложных условиях уделять должное внимание ответам на глобальные вызовы.

Посмотрим, что у нас происходило с финансированием и состоянием ООС в последнее десятилетие.  В качестве исходной точки возьмем 2012 год, так как именно с 2012 года, официальная статистика ведется в соответствии с международным классификатором направлений природоохранной деятельности «CEPA-2000».  

Используем информацию с сайта Росстата . Для удобства сравнения затрат на природоохранную деятельность,   объемы финансирования пересчитаем на уровень цен 2012 года с помощью приведенных ниже коэффициентов инфляции.

Сравнительный анализ несколько затрудняется качеством официальной статистики. Из общей картины вываливается несоответствие двух цифр за 2012 год. По приведенным Росстатом данным, эксплуатационные расходы на обращение с отходами в 2012 году превысили общие расходы на обращение с отходами. Скорее всего это ошибка.

Коэффициенты инфляции. Расходы на ООС (охрану окружающей среды)
Источник: Инфляция в России

Расходы на ООС   в  РФ (млн. рублей) по годам

Статьи расходов 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Общий объем расходов 445817 479169 559703 582128 590865 658035 721311
Общий объем расходов в ценах 2012 года с учетом инфляции 445817 449604 493322 459881 414196 437725 468059
Охрана атмосферного воздуха 89236 93251 112412 102765 102307 122830 130918
Охрана атмосферного воздуха в ценах 2012 года с учетом инфляции 89236 87497 99079 81184 71717 81706 84952
Сбор и очистка сточных вод 186445 204354 223439 234112 235553 239092 246917
Сбор и очистка сточных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции 186445 191745 196939 184948 165123 159044 160224
Обращение с отходами 41022 51611 60885 68482 66652 79517 91735
Обращение с отходами в ценах 2012 года с учетом инфляции 41022 48427 53664 54101 46723 52895 59527
Защита и реабилитация земель, подземных и поверхностных вод 36498 33486 36105 37952 44535 33649 30746
Защита и реабилитация земель, подземных и поверхностных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции 36498 31419 31823 29982 31219 22383 19951
Общий объем затрат в % к ВВП 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Текущие (эксплуатационные) расходы на ООС в РФ (млн рублей) по годам

Статьи расходов 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Расходы на ООС (всего) 239170 254377 269838 292074 306534 320947 345464
Расходы на ООС (всего в ценах 2012 года с учетом инфляции) 239170 238682 237835 230738 214880 213494 224171
На охрану атмосферного воздуха 47062 44800 50920 58250 56851 56906 61075
На охрану атмосферного воздуха в ценах 2012 года с учетом инфляции 47062 42036 44881 46018 39853 37854 39632
На сбор и очистку сточных вод 121332 132818 136468 145147 154313 163261 173688
На сбор и очистку сточных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции 121332 124623 120283 114666 108173 108601 112706
На обращение с отходами 45798 50402 55702 60256 63580 70041 79885
На обращение с отходами в ценах 2012 года с учетом инфляции 45798 47292 49096 47602 44570 46591 51837
На защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 13701 15337 15266 16660 19526 15452 15347
На защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод в ценах 2012 года с учетом инфляции 13701 14391 134555 13161 13688 10279 9959

Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников РФ (тысяч тонн)

Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников РФ (тысяч тонн)

Выбросы, улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников РФ (миллионов тонн)

Поступление загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы по РФ

Расходы на ООС. Поступление загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы по РФ

Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в РФ (миллионов тонн)

Расходы на ООС. Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в РФ (миллионов тонн)

Ввод в действие мощностей по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от загрязнения в РФ

Расходы на ООС. Ввод в действие мощностей по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от  загрязнения в РФ

Мы видим, что санкционное давление после 2014 года оказало влияние на финансирование ООС как в целом, так, соответственно, и отдельных направлений природоохранной деятельности. В частности, это сказалось на вводе мощностей по охране водных рессурсов и атмосферного воздуха. Так за 2012 — 2014 годы в среднем в год вводилось мощностей по очистке сточных вод на 1848 тысяч куб. метров; мощностей систем оборотного водоснабжения на 1535 тысяч куб. метров; мощностей для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов на 6140 тысяч куб. метров. За период же 2015 — 2018 годы средние ежегодные показатели значительно ниже. Соответствующие значения вводимых мощностей равны 680 тысячам куб. метров; 1230 тысячам куб. метров и 3082 тысячам куб. метров.

Заметно и замедление динамики снижения вредных выбросов в атмосферу.

Однако, снижение затрат нельзя считать критическим. Практически стабильным оставалось состояние сточных вод. Объемы же утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления устойчиво росли. В целом, руководству страны и отраслей удалось удержать финансирование на уровне 0,7 % от ВВП страны, то есть колебания объемов финансирования не вышли за пределы 0,1 % ВВП. Более того, к 2019 году расходы на ООС приблизились к досанкционному уровню в сравнительных ценах.

Именно выравнивание ситуации позволило перейти в 2018 году к новому этапу работы в рамках национального проекта «Экология», на финансирование которого до 2024 года предусматривается привлечь 4041 млрд рублей.

Заполняя поля комментариев и других форм обратной связи, Вы соглашаетесь с «ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.