4 Марта 2020 года на «Радио России» прошло обсуждение проблем водного хозяйства с участием советника руководителя Федерального агентства водных ресурсов Ильи Разбаша.
В настоящее время действуют 4 федеральных проекта, входящих в состав национального проекта «Экология» («Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов»). Запланированные до 2024 года мероприятия направлены на стимулирование внедрения наилучших технологий, сокращение накопленного экологического вреда, увеличение мощности очистных сооружений, а также повышение качества питьевой воды.
В среднем городской житель расходует от 140 до 170 литров в сутки. Ежедневно каждый из нас использует воду не только в гигиенических целях и для приготовления пищи. Немалую долю «водного следа» составляет косвенный расход воды. То есть водные ресурсы, затраченные на создание сельскохозяйственной продукции, одежды и так далее. Чашка кофе имеет «водный след» в 140 литров, джинсы – 7,5 тысяч.
Основными «загрязнителями» остаются предприятия. С 2019 года коэффициенты платы за негативное воздействие на окружающую среду существенно повышены. Экологические требования к производственным процессам ужесточаются, определен период перехода на наилучшие доступные технологии.
Из 70 проектов по строительству и модернизации очистных сооружений, начатых реализовываться с 2012 года, завершены 55 . В развитие отрасли инвестировано около 123 млрд рублей. Удалось не только повысить мощность очистных сооружений, но и сократить на 178 884,45 тонн/год объем загрязняющих веществ, поступающих в воду, а также на 926 426,52 тыс. м3/год уменьшить сбросы загрязненных стоков. К 2024 году планируется в рамках проекта «Оздоровление Волги» — сократить долю загрязненных стоков втрое, на эти цели выделено более 130 млрд руб.
27 ноября 2019 года на аукционе РЖД расстались с одним из самых привлекательных, высокотехнологичных и перспективных своих активов — контрольным пакетом ПАО « Трансконтейнер ». Крупнейший в России контейнерный оператор, чья годовая чистая прибыль превышала 10 млрд рублей, ушёл в частные руки. Приватизация подконтрольных РЖД 50 % плюс 2 акций «Трансконтейнера» принесла железнодорожному холдингу 60,3 млрд рублей, более чем в 1,5 раза выше стартовой цены. Владельцем «Трансконтейнера» стала группа «Дело» бизнесмена Сергея Шишкарёва. Сделка расценена экспертами как начало поэтапной приватизации компании РЖД, вызвала скептическое отношение первого президента РЖД Геннадия Фадеева