Мы уже писали о нашем отставании в развитии рынка «green bonds». В чем же причина сегодняшнего состояния рынка «зеленых» облигаций в России.
Прежде всего, следует отметить нашу неразворотливость. Просто не нашлось в госаппарате человека, способного обеспечить динамичное внедрение перспективных механизмов финансирования экологических проектов. Принцип обеспечения своего комфортного состояния в иерархии оказался доминирующим среди большого количества руководителей экологонаправленных сегментов экономики и ответственных за стратегию развития. Для них главным оказалось чуткое реагирование на любые хотелки «верхнего» начальства и игнорирование хлопотных новаций (о которых пока это начальство молчит и за которые не высекает розгами). Нужен же был человек с чувством нового, с желанием вырваться вперед в конкурентной борьбе, способный растормошить всех и заставить энергично действовать, имеющий и включающий мощную энергию намерения вырваться вперед. Увы, такого руководителя не было. Контраргумент о том, что у нас многое делается, не принимается. Потому что за рубежом за это же время сделали намного больше. При этом надо было проводить, в основном, нормотворческую и организационную работу, которая не требовала больших ресурсов.
Во-вторых, на данном этапе, интерес инвесторов к «зеленым» облигациям гасится недостатком их ликвидности, из-за небольшого рынка. Рыночная ликвидность — это степень, в которой фондовый рынок позволяет покупать и продавать активы по стабильным, прозрачным ценам. Пока, «green bonds» следует рассматривать как ценные бумаги, которые придется держать до погашения. Это очевидный минус для инвестора. Есть масса более ликвидных ценных бумаг. По данным «Climate Bonds Initiative» в настоящее время 53% эмитированных «зеленых» облигаций приобретают инвесторы, идеологически заточенные на финансирование «зеленого» сектора, а 47% — обычные институциональные инвесторы, вкладывающие деньги исключительно для получения прибыли. Мотивированный инвестор будет выбирать «зеленую» облигацию, если ее доходность с учетом рейтинга будет не хуже, чем у других предложений на рынке. Что касается институциональных инвесторов, то им, с учетом пониженной ликвидности «зеленых» облигаций, нужно их конкурентное преимущество в виде повышенной доходности.
Налоговые льготы на доходы от «зеленых» облигаций – один из способов привлечь внимание инвесторов к «зеленым» облигациям, так как, по сути, повышают их доходность. Также обеспечить повышенную доходность могут субсидии из федерального бюджета эмитентам на возмещение затрат на выплату купонного дохода. Позитивным является выход в 2019 году Постановления Правительства № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий”, которое создало необходимые предпосылки для повышенной привлекательности отдельных выпусков «зеленых» облигаций.
Еще одной причиной тормозящей широкое использование «зеленых» облигаций является более сложный и, соответственно, дорогостоящий для эмитента процесс подготовки выпуска этих ценных бумаг. В мировой практике есть масса примеров, как повысить привлекательность для эмитентов выпусков именно «зеленых» облигаций. В частности, это предоставление льгот при эмиссии облигаций и на доходы от реализованных экологических проектов, на которые пошли средства инвесторов.
Очень хочется, чтобы рынок «зеленых» финансовых инструментов России развивался по единым правилам для всех. Нужна максимальная прозрачность и четкая регламентация всех административных процедур. Большая опасность таится в избирательном административном протекционизме при предоставлении льгот и преференций. Что делать — понятно. Главное – как, чтобы все необходимое для динамичного развития не погубила «правоприменительная практика».
Оставьте первый комментарий